Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

К вопросу о православном почитании Олава Харальдссона, просветителя Норвегии (995-1030) мнению, благом для государства. Значит принятие христианства в его глазах становилось долгом гражданского подчинения конунгу, повино­ вения в деле государственном, которое было направлено, в конечном счете, на личное благо каждого подданного и на благо всей Норвегии! Здесь уместно вспомнить пример равноапостольного князя Владимира на Руси, чья память совершается накануне памяти святого Олава. Отно­ шения правителя и подданных строились на принципах полного доверия, уважения и послушания со стороны подданных. Поэтому когда святой Владимир принимает решение о крещении Руси, он не считает нужным каким-то особым образом убеждать людей. Для него было очевидно, что народ и князь - единое целое. Решение, принятое князем, становится решением народным. «Повесть временных лет» донесла до нас слова князя Владимира: «Если не придет кто завтра на реку - будь то бо­ гатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом», и совер­ шенно логично выглядят ответные слова народа: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре» Таким же образом мыслил и святой Олав. Его решение становилось ре­ шением всего народа. Историков поражает видимый успех проповеди свя­ того Олава и столь быстрое крещение Норвегии. Язычество в Норвегии было достаточно типичным: люди почитали силы природы. Поэтому, по мнению некоторых исследователей, достаточно было продемонстрировать силу более могущественную, нежели «языческую», и люди принимали новую веру. На наш взгляд, применение силы относится к государственной деятельности святого Олава. Исследовательница Александра Санмарк, занимавшаяся непо ­ средственно вопросом применения силы в период христианизации Скандинавии, замечает: «Нужно отметить, что авторы саг могли пре­ увеличивать жестокие моменты обращения (в новую веру). Усилия ко­ нунгов обратить Норвегию в христианство могли, хотя бы частично, быть продиктованы тем, что аристократия явным образом была ориентирована в сторону христианства. На этом основании было предложено считать, что духовенство могло также стараться миролюбиво убедить аристократию принять крещение» 2 (выделено мной - иерод. Гр.). Добавим, что если верить буквально и полностью рассказам саг о применении силы Олавом Харальдссоном, то с той же степенью доверия мы должны относиться Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1 .С П 6 ,1997. С. 163. Sanm ark A . Power and conversion - A comparative study o f Christianization in Scandinavia. Uppsala University, 2004. P. 82, 83. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz