Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Иеромонах Григорий (Матрусов) в Вингульмерк. Он делал так: останавливался в соседстве с лесными посе лениями и созывал оттуда всех жителей и особенно тех, кто жил в самой глуши. Он расспрашивал о том, как там соблюдалось христианство, и если узнавал, что плохо, учил народ правой вере. Тех, кто не хотел отказываться от язычества, он жестоко наказывал, некоторых он изгонял из страны, у других приказывал покалечить руки или ноги или выколоть глаза. Не которых он приказывал повесить или обезглавить, и никого не оставлял безнаказанным из тех, кто не хотел служить Богу. Так он ездил по всему фюльку и не щадил ни могущественных, ни немогущественных» *. В данном аргументе «против» речь идет о применении силы Олавом Харальдссоном при крещении Норвегии. Следует признать, что данный аргумент является одним из деликатных и неудобных аспектов при иссле довании и анализе жизни и миссионерской деятельности Олава Харальдс- сона. Как было справедливо отмечено в данном пункте, современные историки фактически единодушно считают, что христианизация Норвегии происходила не всегда добровольно. Немало простых норвежцев видят именно в этом камень преткновения, чтобы признать в конунге Олаве Харальдссоне святого человека. Довольно подробно эти вопросы и во просы христианизации Норвегии при Олаве Харальдссоне рассмотрены в «Диссертации» (сс. 115-140 и сс. 234-239). Ниже изложим основные те зисы по данному вопросу. Прежде всего, отметим ярко выраженный сакральный характер ко ролевской власти в языческом мире Скандинавии. Можно выделить два аспекта касательно Олава Харальдссона: - непререкаемый авторитет конунга у простого народа; - Олав Харальдссон, потомок Харальда Прекрасноволосого, считал власть конунга сакральной, властью от Бога и обладающей не пререкаемым авторитетом для людей. Эти аспекты очень важны. Олав, безусловно, был викингом, воином, много раз побывавшем в сражении. Известно, что он был смелым, от важным, удачливым в боях. Олав Харальдссон, будучи конунгом-христиа- нином, не сомневался в сакральном характере своей власти. А это означало, что, во-первых, со стороны народа он, в силу своего положения, должен был ждать повиновения и, прежде всего, повиновения в делах государ ственных, в тех его решениях, которые, он считал, служили на благо его родины. Во-вторых, христианство как единственная истина была, по его Стурлусон Снорри. Круг Земной. М., 1980. С. 211. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz