Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

К вопросу о православном почитании Олава Харальдссона, просветителя Норвегии (995-1030) Раздел 1. Рассмотрение отдельных аргументов « за » и «против» включения Олава Харальдссона в месяцеслов Русской православной церкви 1. «Олав Харальдссон причислен к лику святых в 1164 году папой Александром III. (Не выполнен критерий о внесении в месяцеслов святых Западной Церкви, прославленных до 1054 г.)». На наш взгляд, данный аргумент «против» нельзя рассматривать как полноценный аргумент. Прославление Олава Харальдссона в Норвегии состоялось уже в 1031 году, то есть уже через год после его смерти. В период вплоть до XII века на Западе прославление святых происхо­ дило по инициативе местных епископов и не предполагало обязательного утверждения папской курией. Утверждение канонизации папой Алексан­ дром III в данном случае является, скорее, констатацией факта почитания, а не самим актом канонизации. Этого же мнения придерживаются и совре­ менные норвежские ученые, которые отмечают, что канонизация св. Олава в Риме признавалась и до официального внесения в месяцеслов: «Изна­ чально епископы имели право “провозглашать святым” того или иного че­ ловека, и лишь с 1170 года папы усвоили это право исключительно себе. Но вопрос о канонизации Олава не стоял. Он принадлежал к святым более древнего периода церковной истории, которые не требовали утвердитель­ ного письма от папы. Из папских писем 1 мы можем видеть, что курия полностью признавала тот факт, что он был святым»2. Современные ка­ толические ученые считают, что первый полноценный процесс канони­ зации на Западе состоялся лишь в 1181 году3. Таким образом, широкое почитание Олава Харальдссона как святого, в том числе церковное и литургическое, началось в период неразделенной Церкви, что является как раз одним из главных аргументов для внесения его имени в месяцеслов Русской православной церкви. 2. «Есть устойчивое представление (в том числе в исторических исследованиях), что миссионерская деятельность Олава Харальдс­ сона сопровождалась жестокостью». Например: «Осенью конунг выехал из Борга. Сначала он отправился 1 Diplomatarium Norvegicum. Cristiania. 1853. S. 8-11. 2 Во О. Heilag-Olav i norsk folketradisjon. Oslo, 1955. S. 12. 3 Vauchez A., La santita nel Medioevo, II Mulino, Bologna, 1989. C. 41; Pernoud R , I Santi nel Medioevo, Rizzoli, Milano, 1986. P. 270. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz