Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
Богословское осмы сление С евера в древнерусской литературе______ многа разны бяху, и сосниа древеса велиа бяху к созиданию храмов - и на вся потребы благоустроен бе. Есть же доброугоден к сожитию человече скому по всему в еже хотящим пребывати тамо» '. Обыкновенно, в агиографической литературе «пустыня» - место подвигов аскетов-пустынножителей - описывалось как бесплодное про странство, исполненное голода и холода (или жары на Востоке), скорбей и ужасов, диких зверей и разбойников. Подобное реалистично-радостное описание пустыни не является типичным и говорит не только о тенден циях реализма, но и о стремлении явить образ земного рая, каковым, однако, Соловки становятся лишь после прихода святых монахов Гер мана, Зосимы и Савватия. В этом смысле показателен следующий эпизод: «Придя, нашел он женщину, лежащую и плачущую навзрыд. И спросил ее Герман о причине ее плача: “Жена, что случилось с тобой? Отчего ты пла чешь и кричишь?” Она же, с многими восклицаниями, стала рассказывать ему следующее: “Господине отче! Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два грозных юноши со светлыми лицами и стали бить меня прутьями, говоря: Уходите скорее с этого острова, ибо не должно вам жить здесь! Но благоволил Бог устроить это место для жизни иноков! Вы же уходите скорее отсюда, да не погибнете здесь злою смертью! От ныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множе ство монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет! И сказав так, невидимыми стали”» 2. Здесь мы видим ситуацию в чем-то близкую изгнанию Адама и Евы из рая, поскольку Херувим с пламенным оружием был призван сторожить рай, потерянный для первой супружеской пары. Однако, с другой стороны, перед нами рай возвращенный, поскольку на место изгоняемой супруже ской четы вселяются монахи, для того, чтобы вести ангельскую жизнь. Подведем итоги. Образ Севера, или полунощной страны, обладает амбивалентностью в древнерусской литературе. С одной стороны, это - жребий Иафета, с другой стороны этот жребий населен нечистыми народами. Север может быть как северным Иерусалимом, так и воротами в преисподнюю. Тем не менее, следует отметить, что доминирующим образом все же оста ется сакрально-эсхатологический земной рай или северный Иерусалим. 1 Житие Зосимы и Савватия Соловецких. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 13: XVI век. СПб., 2005. С. 40. 2 Там же. С. 47. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz