Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

Богословское осмы сление С евера в древнерусской литературе______ многа разны бяху, и сосниа древеса велиа бяху к созиданию храмов - и на вся потребы благоустроен бе. Есть же доброугоден к сожитию человече­ скому по всему в еже хотящим пребывати тамо» '. Обыкновенно, в агиографической литературе «пустыня» - место подвигов аскетов-пустынножителей - описывалось как бесплодное про­ странство, исполненное голода и холода (или жары на Востоке), скорбей и ужасов, диких зверей и разбойников. Подобное реалистично-радостное описание пустыни не является типичным и говорит не только о тенден­ циях реализма, но и о стремлении явить образ земного рая, каковым, однако, Соловки становятся лишь после прихода святых монахов Гер­ мана, Зосимы и Савватия. В этом смысле показателен следующий эпизод: «Придя, нашел он женщину, лежащую и плачущую навзрыд. И спросил ее Герман о причине ее плача: “Жена, что случилось с тобой? Отчего ты пла­ чешь и кричишь?” Она же, с многими восклицаниями, стала рассказывать ему следующее: “Господине отче! Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два грозных юноши со светлыми лицами и стали бить меня прутьями, говоря: Уходите скорее с этого острова, ибо не должно вам жить здесь! Но благоволил Бог устроить это место для жизни иноков! Вы же уходите скорее отсюда, да не погибнете здесь злою смертью! От­ ныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множе­ ство монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет! И сказав так, невидимыми стали”» 2. Здесь мы видим ситуацию в чем-то близкую изгнанию Адама и Евы из рая, поскольку Херувим с пламенным оружием был призван сторожить рай, потерянный для первой супружеской пары. Однако, с другой стороны, перед нами рай возвращенный, поскольку на место изгоняемой супруже­ ской четы вселяются монахи, для того, чтобы вести ангельскую жизнь. Подведем итоги. Образ Севера, или полунощной страны, обладает амбивалентностью в древнерусской литературе. С одной стороны, это - жребий Иафета, с другой стороны этот жребий населен нечистыми народами. Север может быть как северным Иерусалимом, так и воротами в преисподнюю. Тем не менее, следует отметить, что доминирующим образом все же оста­ ется сакрально-эсхатологический земной рай или северный Иерусалим. 1 Житие Зосимы и Савватия Соловецких. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 13: XVI век. СПб., 2005. С. 40. 2 Там же. С. 47. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz