Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).

П ротодиакон Владимир Василик льдом, холодом и, опосредованно, с севером. Подобная связь восходит еще к зороастрийской традиции. Отметим однако, что Морг в его сознании связывается скорее с западом, чем с севером: « ... а муки и ныне суть на западе. Много детей моих, новогородцев, видоки тому на Дышучем мори». Объяснить эту странность можно тем, что «река огненная» Морг течет на севере в западном направлении, где и находится собственно ад. И, однако, образ севера далеко не исчерпывается его характеристикой, как инфернального пространства. Север способен стать местом рождения святых. Вот что говорится в житии Стефана Пермского: «Сий пре­ подобный отец наш Стефан бе убо родом русин, от языка словенска, от страны полунощный, глаголемыя Двинскиа, от града, нарицаемаго Устюга, от родителю нарочиту». Если бы север мыслился по опреде­ лению проклятым местом, то в рамках древнерусского литературного эти­ кета отсутствовало бы упоминание «от страны полунощныя», т. е. от северной страны. Более того, северные острова могут обладать не только пользой, но и удивительной красотой и нести на себе образ земного рая. Это видно из описания Соловков в Житии Зосимы и Савватия Соловецких1: «Сне- даше же ся утробою блаженный Саватие, видя себе почитаема от игу­ мена и всей братии, и помышляше безмолвна путь гонити. Слышал бо бе от живущих ту о острове, рекомем Соловки, в мори акиана сказовашеся. Отстоит же от земли яко два дни шествия имяше. Глаголют, округ его яко верст сто или множае, а вдоль биаше острова того яко тридесять верст. Имяше же посреди себе езера многи, и рыбы разны образы множество в них беху по родом их, а не морския. А иже в мори округ его ловитвы рыб, то беху морския рыбы. Преплаваху же с брега морскаго населници ловитвы ради рыбныя и звери морскаго ловци, кождо их с добытки отхо- ждаху в домы своя. Остров же той древесы разными цветяше и борием вереи горам покровени, и по раздолиам всяко древеса имяше и ягодичиа 1 Является двучастным житием (первая часть - житие Савватия, вторая - Зосимы; завершает­ ся посмертными чудесами обоих). Известно около 360 списков. Составление жития было начато учени­ ком Зосимы соловецким игуменом Досифеем. Первоначальная, дошедшая до нас редакция была состав­ лена, вероятно, около 1503 года и является плодом совместного труда Досифея и бывшего митрополита Киевского Спиридона-Саввы; текст отличается сочетанием традиционных для житий «общих мест» и библейских цитат с предметной детализацией. Известно предисловие кжитию, приписываемое Макси- му Греку. В редактировании описания посмертных чудес, по-видимому, принимал участие соловецкий игумен, позднее митрополит Московский и всея Руси Филипп. См.: Дмитриева Р. П. Значение Жития Зосимы и Савватия соловецких как историко-культурного источника / / Армянская и русская средне­ вековые литературы. Ер, 1986. С. 215-228. Она же.Житие Зосимы и Савватия Соловецких / / Словарь книжников. Вып. 2, ч. 1. С. 264-267. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz