Христианство на Крайнем Севере : двенадцатые Феодоритовские чтения, г. Мурманск, 1-3 ноября 2019 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)] . - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 473, [4] с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., факс. - (Феодоритовские чтения ; 12).
П ротодиакон Владимир Василик льдом, холодом и, опосредованно, с севером. Подобная связь восходит еще к зороастрийской традиции. Отметим однако, что Морг в его сознании связывается скорее с западом, чем с севером: « ... а муки и ныне суть на западе. Много детей моих, новогородцев, видоки тому на Дышучем мори». Объяснить эту странность можно тем, что «река огненная» Морг течет на севере в западном направлении, где и находится собственно ад. И, однако, образ севера далеко не исчерпывается его характеристикой, как инфернального пространства. Север способен стать местом рождения святых. Вот что говорится в житии Стефана Пермского: «Сий пре подобный отец наш Стефан бе убо родом русин, от языка словенска, от страны полунощный, глаголемыя Двинскиа, от града, нарицаемаго Устюга, от родителю нарочиту». Если бы север мыслился по опреде лению проклятым местом, то в рамках древнерусского литературного эти кета отсутствовало бы упоминание «от страны полунощныя», т. е. от северной страны. Более того, северные острова могут обладать не только пользой, но и удивительной красотой и нести на себе образ земного рая. Это видно из описания Соловков в Житии Зосимы и Савватия Соловецких1: «Сне- даше же ся утробою блаженный Саватие, видя себе почитаема от игу мена и всей братии, и помышляше безмолвна путь гонити. Слышал бо бе от живущих ту о острове, рекомем Соловки, в мори акиана сказовашеся. Отстоит же от земли яко два дни шествия имяше. Глаголют, округ его яко верст сто или множае, а вдоль биаше острова того яко тридесять верст. Имяше же посреди себе езера многи, и рыбы разны образы множество в них беху по родом их, а не морския. А иже в мори округ его ловитвы рыб, то беху морския рыбы. Преплаваху же с брега морскаго населници ловитвы ради рыбныя и звери морскаго ловци, кождо их с добытки отхо- ждаху в домы своя. Остров же той древесы разными цветяше и борием вереи горам покровени, и по раздолиам всяко древеса имяше и ягодичиа 1 Является двучастным житием (первая часть - житие Савватия, вторая - Зосимы; завершает ся посмертными чудесами обоих). Известно около 360 списков. Составление жития было начато учени ком Зосимы соловецким игуменом Досифеем. Первоначальная, дошедшая до нас редакция была состав лена, вероятно, около 1503 года и является плодом совместного труда Досифея и бывшего митрополита Киевского Спиридона-Саввы; текст отличается сочетанием традиционных для житий «общих мест» и библейских цитат с предметной детализацией. Известно предисловие кжитию, приписываемое Макси- му Греку. В редактировании описания посмертных чудес, по-видимому, принимал участие соловецкий игумен, позднее митрополит Московский и всея Руси Филипп. См.: Дмитриева Р. П. Значение Жития Зосимы и Савватия соловецких как историко-культурного источника / / Армянская и русская средне вековые литературы. Ер, 1986. С. 215-228. Она же.Житие Зосимы и Савватия Соловецких / / Словарь книжников. Вып. 2, ч. 1. С. 264-267. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz