Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Н аталья Брониславовна Коржова Ионафан (Баранов). (Бывший ранее строителем Савватиевского скита на Соловецких островах.) Четверть века после этого прослужил он в монастыре преподоб­ ного Трифона и поднял обитель на невиданный и неведомый доселе уровень. И в духовном, и в просветительском, и в хозяйственном отношениях. А бывший настоятель — о. Никандр — был возведен в игумены и назначен настоятелем старинного Свято-Георгиевского монастыря в Крыму. Но дух Севера, дух Трифона он увез с собой. И проявил себя там в самом лучшем смысле. К о. Никандру мы еще вернемся... «Исторический настоятель» Трифоно- Печенгского монастыря... «...Архимандрит Ионафан был человеком высоких душевных качеств и неоспоримого природного ума. Трудами этого подвижника по его инициативе и планам, при его неукротимой энергии возродился на северной окраине России дивный рассадник духовности и культуры, достигший подлинного расцвета...» Такими примерно словами характеризовали и самого настоятеля, и монастырь, им возглавляемый, многие из гостей обители самых разных должностей и званий. Православное государство во главе с православным царем всегда составляло основу для убеждений отца Ионафана. Великодержавность России поддерживалась и укреплялась в умах и сердцах всех, кто общался с настоятелем Печенгской обители. Отец Ионафан активно поддерживал союз Церкви и государства. Он не принадлежал к тем обновленцам , которые предлагали расторгнуть этот многолетний союз и превратить Церковь в обособленный институт во главе с Патри­ архом. По политическим взглядам отец И онаф ан был монархистом. В феврале 1897 года в письме к управляющему канцелярией С вятей ­ шего Синода С. В. Керскому он сообщил, что во время поездок по Лапландии видел у лопарей портреты шведского короля. А вот п ор ­ трета российского императора видеть не приходилось. И отец И о ­ нафан попросил Керского прислать в монастырь изображения Его Императорского Величества Императора Всероссийского для раздачи местным жителям. Идею великодержавности России отец Ионафан внушал и зару­ бежным гостям обители. Так в 1900 году, когда в Трифоно-Печенгский монастырь приехала делегация норвежцев в составе 80 человек и го­ 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz