Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481 -1571) летописей доносят до нас ясные свидетельства успешности его миссионер ских трудов. 1526 год — Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Освящали цер ковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную веру христианскую» 1533 год — Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Божия освя щали, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, и самих многих крестили лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру» 2. С 1533 по 1540 год — «Заволжские пустыни», скиты Кирилло-Бело зерского монастыря. Здесь трудится Феодорит над созданием письмен ности лопарского народа. 1540 год — «на устье Колы реки созидает монастырь», ставит «цер ковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав»3. 1542 год — «наученных от Феодорита и оглашенных лоплян единого дня крестилось яко две тысячи человек со женами и детьми» 4. С 1548 по 1551 годы — вновь в Кандалакше, где созидает Рождества-Бо городичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом». Игумену Феодориту в это время исполнилось уже семьдесят лет, но впереди кольского старца ждали новые великие деяния и испытания. Это и скорбь неправедного гонения, и тяготы незаслуженного осуждения на ссылку, и слава и почет «премудрого» богослова, отстоявшего вы соту российского вероисповедания перед гордыми греческими иерархами в 1557 году. Он блестяще выполнит эту знаменитую «Константинополь скую миссию», доставив из Царьграда для российского Государя «древнюю книгу» с благословением Вселенского Патриарха на возведение на царство по чину «венчания императоров византийских». Таким образом получит официальный статус идея наследования Московским царством досто инства Византийской империи: «Москва — Третий Рим». За исполнение этой важнейшей дипломатической задачи Феодорит сподобится царских почестей и великих милостей от Иоанна Гроз ного, увенчавшихся и искусительным предложением даровать Ф еодо риту «такую власть духовную», которую тот бы только «захотел». Но блаженный старец до конца дней своих будет вновь и вновь стремиться к своей и збр анниц е — к «полнощной стране», к земле Кольской , объезжая «детей своих духовных, как монахов, так и ло- Соф ийская л ето п и сь //П о л н о е собрание русских летописей. М .-Л ., 1929. Т. 4 .4 . 1.С. 542. Соф ийские летописи / / Полное собрание русских летописей. СП б., 1853. Т. 6. С. 289. Курбский Андрей. И стория о великом князе М осковском / / П амятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 332. Курбский. С. 333. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz