Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

«Романовы на Печенге...» Августейшие особы Российской империи и монастырь преподобного Трифона Монастырь перенесли в Колу. С огромным почтением относился к нему царь Феодор Иоаннович, последний из правящей династии Рюриковичей. Наделил имуществом по новой жалованной грамоте. Но после разорения шведами монастырь так и не сумел духовно возро­ диться. Переносился с места на место. Часто менялись его настоя­ тели. Около тридцати сменилось до упразднения монастыря в 1764 году. А известно, что ничто так не ослабляет дух братии монастыря, как частая смена его настоятелей. Много раз горел... Жесточайший пожар, который стер монастырь с земли в очередной раз, произошел в 1619 году в первые годы правления Романовых. Представители новой династии Романовых на протяжении сем ­ надцатого века все подтверждали и расширяли привилегии и права землевладения Печенгского монастыря, первоначально дарованные Трифону Иоанном Грозным еще в 1556 году. Михаил Феодорович Романов жаловал новую подтвердительную грамоту монастырю после пожара. И детище Трифона продолжало жить. Но слабело и хи­ рело. В 1701 году по указу императора Петра Первого монастырь был приписан к Холмогорскому архиерейскому дому. И в 1764 году был устранен. Церковная реформа Екатерины II, конечно, не была благом для России. Она привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. К моменту подписания «Манифеста» в Империи насчи­ тывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следо­ вало упразднить. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами. Реформа Екатерины II поста­ вила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. И надо все же честно отметить, что к 1764 году некогда славная обитель, основанная преподобным Трифоном, утратила свое государ­ ственное значение, и ее ликвидация Екатериной Великой не была большой потерей для России. Русский Север без монастыря... Сто двадцать два года Кольский Север жил без обители Трифона. Но вспомним завет Трифона: «не оставит Господь жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновить Свою обитель...». Коль­ ская земля ждала нового возрождения детища преподобного Три­ фона. Это обязательно должно было случиться. И случилось. Позже. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz