Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
Наталья Брониславовна Коржова «Коль богат и крепок русский монастырь, то богата и крепка вся дер жава Российская!» Особенно характерно это было для периода сущ е ствования монастыря времен Трифона. В шестнадцатом веке сам факт присутствия русского монастыря на этих землях означал, что и земли-то эти — русские. Непростое то было время. Не было государственных границ еще. Три великих тогда державы — Ш веция, Дания и Россия — претендовали на выход к незамерзающему морю. И постоянно в войнах доказывали свое право. А когда «застолбил» Трифон эти земли и (с Божьей помощью) ни на шаг никого не подпускал к ним, то враги злились и мечтали по скорее расправиться с грозным русским монахом, а Государь Рос сийский — Иоанн Грозный — радовался. Он «быстренько» наделил обитель огромной территорией. «Жалованная грамота царская» 1556 года давала право монастырю на всю нынешнюю северную Норвегию и Финляндию . Навсегда... Такова история. И это объективные причины для огромного вни мания царей к обители. Но есть и субъективные причины. Особое отношение царственных лиц к монастырю основывалось и на особых личностях. Всегда во главе монастыря стояли мощные фигуры. Сам основатель — преподобный Трифон — в шестнадцатом веке, и архи мандрит Ионафан — в конце девятнадцатого, начале двадцатого веков. «Начало» династии Романовых — «конец» Трифоновского монастыря... Представители царской (позднее — императорской) династии Рома новых стояли во главе государства Российского с 1613 по 1917 год. Но «начало» новой династии совпало с полным упадком, «концом» первого славного периода существования монастыря. Заключительную точку в этом «конце» поставила императрица Екатерина Вторая Великая в 1764 году своим «Манифестом о секуляризации церковных земель». Но вернем ся чуть-чуть назад. После смерти Трифона в 1583 году шведам все же удалось уничтожить его великую обитель. Но уда лось только потому, что ученики преподобно го см и р енн о приняли мученическую смерть за Христа и не ока зали врагам никако го сопротивлени я . Они поним али , что это воля Божия, п р ед ск а занная Трифоном . Монахов убили. Монастырь сожгли. Но зато теперь в «Соборе Коль ских святых» как звезды нам сияют лики святых 116 мучеников, уче ников Трифона. Мы им молимся. Они слышат. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz