Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

«Романовы на Печенге...» Августейшие особы Российской империи и монастырь преподобного Трифона уют... Жизненный опыт внушает мысль о том, что борьба с суровыми условиями природы невозможна и почти всегда кончается печально для человека... В одной из таких местностей лопарской тундры, недалеко сравнительно от норвежской границы, приютился Печенгский мона­ стырь...» (из записных книжек путешественника). «...Далеко за Полярным Кругом, на земле, не родящей хлеба, мужественные люди, устремленные на Север верой в Бога, создали Трифоно -П еченгский монастырь и доказали несгибаемость русского духа и неиссякаемую веру в собственные силы . Никогда еще на такой географической широте не возникало таких процветающих хозяйств как Триф оно -П ечен гский монастырь. Впрочем, монастырь не являлся местом выживания в трудных условиях Заполярья , но и был источником просвещ ения и технического прогресса. Пе- ченгские монахи никогда не забывали , что живут на краю О тече­ ства. За ними — Россия...» (из доклада министру иностранных дел Его Сиятельству графу В. Н. Ламсдорфу о Печенгском монастыре от 7 октября 1904 г.). Монастырь и государство российское сквозь века... Практически пятьсот лет назад преподобный Трифон Печенгский основал «на севере диком» русский православный монастырь. Обитель Божию на краю России. Трудная судьба у монастыря. Вверх — вниз... И подвиги, и разорения. (Сейчас он обновляется в очередной раз. Все по завету преподоб­ ного. Перед смертью дал Трифон братии такой наказ: «Не ослабевайте упованием на Бога, не оставит Он жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновить Свою обитель».) Маленький деревянный монастырь в суровом краю... Но сколь же важен он был всегда для православной России. Он был не только источником духовного света для местного необразованного народа, лопарей. Он был и зашитой этого Света Божьего от сил тьмы, коих здесь было немерено. Он был государственным оплотом веры право­ славной здесь, на приграничных землях. Рядом с иноверцами. Он был надеждой государства Российского. Поэтому и в шестнадцатом, и в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков отличался особым отношением к нему самых вы­ соких государственных лиц. Ведь монастырь отчасти исполнял и «го­ сударственные функции» на северных рубежах России. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz