Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
«Романовы на Печенге...» Августейшие особы Российской империи и монастырь преподобного Трифона уют... Жизненный опыт внушает мысль о том, что борьба с суровыми условиями природы невозможна и почти всегда кончается печально для человека... В одной из таких местностей лопарской тундры, недалеко сравнительно от норвежской границы, приютился Печенгский мона стырь...» (из записных книжек путешественника). «...Далеко за Полярным Кругом, на земле, не родящей хлеба, мужественные люди, устремленные на Север верой в Бога, создали Трифоно -П еченгский монастырь и доказали несгибаемость русского духа и неиссякаемую веру в собственные силы . Никогда еще на такой географической широте не возникало таких процветающих хозяйств как Триф оно -П ечен гский монастырь. Впрочем, монастырь не являлся местом выживания в трудных условиях Заполярья , но и был источником просвещ ения и технического прогресса. Пе- ченгские монахи никогда не забывали , что живут на краю О тече ства. За ними — Россия...» (из доклада министру иностранных дел Его Сиятельству графу В. Н. Ламсдорфу о Печенгском монастыре от 7 октября 1904 г.). Монастырь и государство российское сквозь века... Практически пятьсот лет назад преподобный Трифон Печенгский основал «на севере диком» русский православный монастырь. Обитель Божию на краю России. Трудная судьба у монастыря. Вверх — вниз... И подвиги, и разорения. (Сейчас он обновляется в очередной раз. Все по завету преподоб ного. Перед смертью дал Трифон братии такой наказ: «Не ослабевайте упованием на Бога, не оставит Он жезла грешных на жребии Своем, ибо силен и паки обновить Свою обитель».) Маленький деревянный монастырь в суровом краю... Но сколь же важен он был всегда для православной России. Он был не только источником духовного света для местного необразованного народа, лопарей. Он был и зашитой этого Света Божьего от сил тьмы, коих здесь было немерено. Он был государственным оплотом веры право славной здесь, на приграничных землях. Рядом с иноверцами. Он был надеждой государства Российского. Поэтому и в шестнадцатом, и в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков отличался особым отношением к нему самых вы соких государственных лиц. Ведь монастырь отчасти исполнял и «го сударственные функции» на северных рубежах России. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz