Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481-1571) Духовное наследие, завешанное нам великим просветителем Коль­ ским — преподобным Феодоритом, многогранно и масштабно. В равной степени уникальными и достойными восхищения являются обстоятель­ ства его долгой жизни , свидетельствующие об очевидном «от младых ногтей» избранничестве подвижника, об угодности Господу его великих дел и свершений. С семи лет пребывая во Владычнем монастырьке при Ростовской ар ­ хиепископии и трудясь над переписыванием книг для соловецкой б и ­ блиотеки, возревновал юный «дьячишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры евангельской языческие народы Великой Перми. Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми необходимыми внутренними качествами и дарованиями. Оче ­ видные способности к языкам, филологические, философские и бого­ словские таланты он в полной мере наследовал от выдающихся предков. В конце XV века, с 1493 года, двенадцатилетний отрок Феодор уже числится в послушниках «на Соловецком острове, в монастыре, иже лежит на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого, искус послушания для соловецких послушников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей уже через год принял решение о постриге отрока с наречением имени Феодорит. Такая, как могло бы показаться, поспешность отнюдь не затрагивала незыблемых основ монастырского устройства, служащих формированию в каждом иноке человека внутрен­ него молитвенного делания и нацеленные на духовное созидание «служи­ теля Христова и домостроителя тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1). Об этой мудрой несуетности воспитания «новой твари во Христе», о понимании того, что главное делание жизни монаха, на которое не жаль времени, — это одоление самого себя и своего «ветхого человека», дабы, стяжав Благодать Святого Духа, «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Об успешном решении этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь великого старца. Целых восемнадцать лет пребывает инок Феодорит в полном и не­ отступном послушании у своего учителя, старца Зосимы, затем двенад­ цать лет подвизается в лопарских пустынях, пребывая в богомыслии и молчании, на долгие годы скрывается в пустынях Кирилло-Белозер- ского монастыря, постигая великую науку священнобезмолвствующих. И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духовную силу «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13), свяшенноинок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссо­ хшую, жаждущую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz