Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Правители России и Кольский Север. От князя Владимира до Николая II нако этим планам тогда осуществиться не удалось: вскоре, в октябре 1894, Александр Третий скончался. Император Николай II Реальные и решительные шаги по реализации всего задуманного Александром Третьим были предприняты царем-страстотерпцем Нико ­ лаем II. В 1896 году он распорядился приступить к устройству коммер­ ческого и военного порта, а также нового города при Екатерининской гавани. В течение трех лет были сооружены пристани , набережная, 40 домов , электростанция , водопровод, мастерские, шоссе и рель ­ совая дорога, склады, школа, почтово-телеграфная контора, врачебный пункт и пятиглавая Никольская церковь. В память своего отца Николай Второй повелел назвать новый город — Александровск. Торжественное его открытие состоялось 24 июня 1899 года. Следующим шагом по развитию Кольского Севера явилось распо­ ряжение Николая Второго приступить в 1903 году к прокладке же ­ лезной дороги от Санкт-Петербурга до Петрозаводска, с намереньем продолжить затем эту линию далее на север вплоть до Баренцева моря. Надо сказать, что Император смотрел много дальше и полагал, что железная дорога должна в ближайшем будущем соединить Крайний Север и Дальний Восток. То есть, как высказывался Николай II, про­ ложить «великий путь России от океана к океану — от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурмана». Увы, но начавшаяся вскоре война с Японией, а затем и смута 1905—1907 годов задержали реализацию планов Государя. В результате анализа ситуации, сложившейся в ходе Первой мировой войны, когда получение союзнической помощи оказалось крайне з а ­ труднительным, а наиболее мощный Балтийский флот хоть и успешно, но решал сугубо локальные задачи, строительство «Мурманки» вышло в разряд задач безотлагательных. Снабжение требовалось и созданной Флотилии Северного Л едо ­ витого океана. Непосредственным вниманием императора северные рубежи с тр аны обр ели с е р ь е зны е в о е н н о -м о р с к и е силы , и порт Александровск в Е к а т ер и н и н с к о й гавани стал ключевым пунктом обороны Мурмана , где были ра звернута си с тема ар ти л л ерий ск и х батарей. Ко времени октябрьского переворота 1917 года во Флотилии Се ­ верного Ледовитого о к е ан а уже числилось 89 боевых и вспом о г а ­ тельных судов: л и н е й ны й корабль «Чесма», 2 крейсера: «Аскольд» 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz