Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Правители России и Кольский Север. От князя Владимира до Николая II остроги строились по планам, утвержденным в Москве самим Иоанном Грозным. Сохранилась, например, грамота 1583 года, которой царь пове­ левал «поставить город» вокруг Михайло-Архангельского монастыря (Ар­ хангельский посад) по «росписи и чертежу», им утвержденному '. Посланник Иоанна Грозного — старец Феогност Следует подчеркнуть, что Иоанн Грозный в полной мере следовал традициям своего отца и деда, проявляя личную заботу о просвещении аборигенов нашего края и вникая во все мелочи устройства церквей в лопарских погостах. В этом смысле представляет особый интерес со ­ хранившаяся до наших времен «Царская грамота старцу Феогносту, о возобновлении церкви в Помори, на реке Поной, и о защите Лопарей от притеснений даньщиков и сторонних людей». Эта Понойская церковь была создана по тому же принципу, что и церкви в Кандалакше (1526 г.) и Коле (1532 г.), была построена на тех же юридических основаниях — по челобитью аборигенов края, первых христиан из терских лопарей, направленному нашими просветителями в 1532 году в адрес царя Иоанна IV и Новгород­ ского владыки Макария 2. Позже в 1575 году терские лопари пожаловались царю, «что та цер­ ковь Божья запустела от сильных людей насильства». В своей грамоте Иоанн Грозный велит некоему старцу Феогносту «церковь строити и меж ними управу чинити, и чтобы ты ту церковь Божью Святых Верховных Апостол Петра и Павла устроил ты, по старине» 3. Кроме того, Царь пишет монаху Феогносту, что «образы мы и книги, и колоколы, и ризы, и всякое церковное сооружение дали; и они по на­ шему жалованью, церковь Божию поставили и сами крестилися» 4. От­ ношение Государя к вопросу укрепления веры на этих дальних рубежах хорошо видно из слов: «И чтоб та церковь Божья без пенья ни на един день не была» 5. 1 Кодола О. Е. Архангельская область. Исторический путеводитель. Архангельск, 2006. С. 147. 3 Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской церкви. М., 1999. Ч 2. С. 19. 5 Царская грамота старцу Феогносту, о возобновлении церкви в Помори, на реке Поной, и о за­ щите Лопарей от притеснений даньщ иков и посторонних людей / / Акты, собранные в библиотеках и ар­ хивах Российской Империи археографической экспедицией Императорской Академией Наук. Т. 1. СПб.. 1836. С. 334. (Далее: Царская грамота старцу Феогносту.) 4 Царская грамота старцу Феогносту. С. 334. 5 Там же. С. 334-335. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz