Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
Епископ М итроф ан (Баданин) ехавши церкви Божия свящали, Благовещения Святей Богородицы да чудотворца Николу в Филиппов пост, и самих многих крестиша за Святым Носом Лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа, в нашу православную и святую веру» «За Святым Носом». О важнейшем рубеже древности Упомянутые слова — «за Святым Носом» — вовсе не есть свидетель ство слабого знания географии нашими предками, что подчас можно услышать в некоторых комментариях. С одной стороны, действительно, какое отношение Кола может иметь к мысу Святой Нос — их ра з деляют сотни миль. Однако следует пояснить, что слова эти как раз подчеркивали особую значимость произошедших событий. Именно на рубеже Святого Носа заканчивались восточные земли Великого князя Московского, а далее на запад простирались берега Ледоватого моря, и земли здесь были все еще двоеданными. Относительно важности этого древнего рубежа — мыса Святой Нос — есть исторические свидетельства. Так, в вводной части а н о нимного латинского исследования «История Норвегии» (1160—1180 гг.) указано, что «четвертый и наиболее удаленный Северный округ Нор вежской юрисдикции заканчивается у Вегестафа (^ghestaf) [мыс. Святой Нос — Е.М. ], и здесь же проходит граница с Биармией (Bjarmeland) (Que patria in aquilonem terminat Norwegiam iuxta locum Wegestaf, qui Biarmoniam ab ea dirimit)» 2. До изгнания биармийцев граница совместного сбора дани с тер- финнов (лопарей) проходила, как мы уже упоминали ранее, от реки Вялы на южном, Терском берегу Беломорского побережья и тянулась до Святого Носа на северном побережье. Эти земли Беломорского берега, начин ающи еся от Умбы и ухо дящие по Терскому берегу к Поною, и тянущиеся далее до Святого Носа, еще в глубокой древности породили очаги православия на Коль ском Севере. Как показали археологические исследования, первая цер ковь на р. Варзуге — Никольская — была основана около 1325 года. Именно поэтому тот факт, во звещенный в ле топи си , что теперь русские православные церкви были построены за Святым Носом, на 1 С оф ийские летописи / / Полное собрание русских летописей. СП б., 1853. Т. 6. С. 289. : Цит. по: Ekrem I. Boje L.M. H istoria Norwegie. Museum Tusculanum Press. University of Copenhagen. 2006. P. 56. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz