Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Епископ М итроф ан (Баданин) со времен, когда к Великому Новгороду те лопские погосты были приписаны» С падением российской монархии окончилась и сугубая забота о лопарском народе. В феврале 1935 года было упразднено слово «Лопарский» в древнем названии Кольско -Лопарский район (ранее Кольско-Лопарская волость). В 1933 году в Карелии и на Кольском полуострове органами ОГПУ была «вскрыта» контрреволюционная ор ­ ганизация общей численностью 1641 человек. Это масштабное дело получило громкое название «Заговор финского генштаба». Являясь в ос­ новных своих положениях явно сфабрикованным, «дело» преследовало конкретную цель — провести политические репрессии. Безусловно, нельзя отрицать того, что на упомянутых территориях существовало недовольство и сопротивление жестокостям и диктату большевизма. Также несомненно, что в приграничье действовала финская разведка. Но никакого масштабного централизованного «заговора» не существо­ вало. Тем не менее, практически все лопарские семьи, занимавшиеся традиционным кочевьем со стадами оленей, были репрессированы как «финские шпионы». Преподобный Феодорит — первопроходец христианской миссии на Кольском Севере Целенаправленная политика Государей Российских , начиная от царей Василия III и Иоанна IV Грозного, в о тношении Кольского Севера наиболее ярко отразилась в миссионерских трудах просвети ­ телей XVI века. В районе устья реки Нивы, в местах зимовок лешей лопи на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году отмечены первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, ис Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи , били челом государю и просили а н ­ тиминса [плат со вшитой в него частицей мощей мученика — Е. М.] и священников, церковь свящати и просветите их святым Крещением, и Государь велел архиепископу Макарию послати из Новаграда от со- борныя церкви, священника и диакона. И они ехавше свящали цер­ ковь Рождества Иоанна Предтечи, и многих лоплян крестиша во имя Грамота царя Василия Ивановича 1606 года Л опского погоста крещ еным и некрещ еным л о ­ парям //А к т ы исторические. СП б., 1842. Т. V. С. 241. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz