Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
Епископ М итроф ан (Баданин) со времен, когда к Великому Новгороду те лопские погосты были приписаны» С падением российской монархии окончилась и сугубая забота о лопарском народе. В феврале 1935 года было упразднено слово «Лопарский» в древнем названии Кольско -Лопарский район (ранее Кольско-Лопарская волость). В 1933 году в Карелии и на Кольском полуострове органами ОГПУ была «вскрыта» контрреволюционная ор ганизация общей численностью 1641 человек. Это масштабное дело получило громкое название «Заговор финского генштаба». Являясь в ос новных своих положениях явно сфабрикованным, «дело» преследовало конкретную цель — провести политические репрессии. Безусловно, нельзя отрицать того, что на упомянутых территориях существовало недовольство и сопротивление жестокостям и диктату большевизма. Также несомненно, что в приграничье действовала финская разведка. Но никакого масштабного централизованного «заговора» не существо вало. Тем не менее, практически все лопарские семьи, занимавшиеся традиционным кочевьем со стадами оленей, были репрессированы как «финские шпионы». Преподобный Феодорит — первопроходец христианской миссии на Кольском Севере Целенаправленная политика Государей Российских , начиная от царей Василия III и Иоанна IV Грозного, в о тношении Кольского Севера наиболее ярко отразилась в миссионерских трудах просвети телей XVI века. В районе устья реки Нивы, в местах зимовок лешей лопи на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году отмечены первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве лопляне с моря Окияна, ис Кандолакжской губы, усть Нивы-реки, из дикой лопи , били челом государю и просили а н тиминса [плат со вшитой в него частицей мощей мученика — Е. М.] и священников, церковь свящати и просветите их святым Крещением, и Государь велел архиепископу Макарию послати из Новаграда от со- борныя церкви, священника и диакона. И они ехавше свящали цер ковь Рождества Иоанна Предтечи, и многих лоплян крестиша во имя Грамота царя Василия Ивановича 1606 года Л опского погоста крещ еным и некрещ еным л о парям //А к т ы исторические. СП б., 1842. Т. V. С. 241. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz