Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Тимофей Владимирович Пискунов Излюбленным общественным увеселением лопарского населения явля­ ется командная игра в мяч. Држевецкий сравнивает ее с русской лаптой, хотя отмечает, что не до конца разобрался в ее правилах. Во время игры все молодое население погоста делится на две команды и пере­ брасывают друг другу мяч, по временам меняясь местами и перебегая с одной стороны луга на другую. В это время старшее поколение расса­ живается на пригорке и наблюдает за происходящим. Свое бытописание лопарей Држевецкий заканчивает цитатой коллеги-антрополога Шафга- узена (Шафгаузен. «Быт диких народов»): «...дикари имеют много об­ щего с детьми; они очень оживлены, мало размышляют, очень любят игры танцы и наряды, любопытны и трусливы, обладают сильно раз­ витым даром подражания, робки и недоверчивы или доверчивы и про­ стодушны». Но потом отмечает, что пазрецкие лопари «очень способны к высокому развитию» и хотя грамотных между ними не имеется, однако некоторые кроме родного языка говорят довольно хорошо на русском, а иные немного знают по-норвежски и даже по-английски. Итак, следуя программе плавания, «в 9 часов утра, 23 июля, Его Вы­ сочество в сопровождении обыкновенно всех ему сопутствующих, на ка ­ терах изволил отправиться в эту пограничную и чрезвычайно древнюю нашу церковь, подходя к которой был встречен лодками с православ­ ными лопарями ; и вскоре все услышали звон разбитого маленького колокола церкви, которая скрывалась за мысом», — сообщают «Архан­ гельские губернские ведомости». Прибытие в Пазрецк высокой делегации совпало с кануном главного храмового праздника Бориса и Глеба, и поэ­ тому после окончания морского промысла здесь собралось уже почти все его население. «На берегу Его Высочество был встречен священником в полном облачении, с крестом, святой водой, с хоругвями и с пением “Спаси, Господи, люди Твоя” ; человек 20 лопарей приветствовали Ве­ ликого Князя криками “ ура” и выстрелами из ружей. Приложившись к кресту, Его Высочество, в предшествии священника , прошел в цер­ ковь, где отслушал молебен свв. Борису и Глебу». Великого князя и других высоких гостей встречал на берегу П а з ­ реки тогда еще молодой , два года до того рукоположенный в иереи Печенгской Сретенской церкви , с в ящ енник Константин Прокопьевич Щеколдин . Отцу Константину было тогда 25 лет от роду, следует до ­ бавить, что и великому князю было в то время 20. Отец Константин недавно закончил курс архангельской духовной семинарии по второму разряду (т. е. на «хорошо» и «отлично»), женился и в конце марта 1868 года прибыл вместе с матушкой Марией Козьмовной на Печенгу к месту будущего служения. Приход тогда состоял из жителей Печенгского, Мо ­ товского, Пазрецкого и Нявдемского лопарских погостов, а также про- 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz