Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

О путешествии по Северу с великим князем Алексеем Александровичем и встрече с Пазрецким священником Константином Щеколдиным Русские лопари на реке Туломе и дерном (в других случаях шкурами или плотной материей), в центре также имеет очаг, а наверху отверстие для выхода дыма. Питаются лопари в основном рыбой, различно приготовленной, за ­ кусывая лепешками из ржаной муки. Ее покупают или обменивают на рыбу во время промысла у русских или норвежских купцов. Празд ­ ничная трапеза состоит из оленины или баранины и норвежского рома. Также Држевецкий отмечает, что «пазрецкие лопари очень религиозны и не суеверны... в храмовые праздники — в день Сретения, св .Три ­ фона и свв. Бориса и Глеба — почти все мужчины ездят в церкви: Пе- ченгскую и Пазрецкую, но жены и дети остаются дома». И вообще в воскресные и праздничные дни они умываются, нарядно одеваются, женщины не работают, тупы накануне тщательно убираются и украша­ ются столами, которые обыкновенно лопари хранят в амбарах. В самый праздник все собираются в близлежащем храме или в тупе, ставят свечи перед иконой и непродолжительно молятся всем собранием. Религи­ озные элементы сумели проникнуть и укорениться даже в длинном народном игровом лопарском обряде сватовства и свадьбы. Так, в част­ ности, когда родственники жениха в назначенный день свадьбы под­ ходят к дому невесты , то, постучав в дверь три раза, произносят: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», — и только ус­ лышав из-за двери ответ: «Аминь», — заходят в дом; то же произно ­ сится и в другие моменты. Следует признать тем более удивительным такое обширное присутствие в жизни лопарей христианских начал, пусть даже самых простых, имея в виду то, что их евангельское просвещение произошло в XVI веке преподобным Трифоном, и с тех пор, как свиде­ тельствуют многие документы, до середины XIX столетия мало продви­ нулось в своем развитии. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz