Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
Тимофей Владимирович Пискунов Далее автор подробно останавливается на особенностях бумаги и ха рактеристиках водяных знаков: «Текст Евангелия написан на плотной рубчатой бумаге 4 сортов, т. е. с четырьмя водяными знаками: Еван гелие от Матфея с привходящими к нему предварительными статьями и половина Евангелия от Марка до зачала 51 написаны на бумаге с во дяным знаком буквы «Р» готического шрифта с крестом наверху и с раз двоенным нижним концом, затем следуют два листа с водяным знаком, изображающем барса или льва в щите, далее до конца Евангелия от св. Марка бумага с водяным знаком вроде высокого кувшина с двумя ручками без всяких украшений и цветов; с оглавления же Евангелия от св. Луки до самого конца текст Евангелия написан на бумаге с во дяным знаком, изображающим единорога. Соответственно сорту бумаги различается и письмо текста Евангелия. Заставок в Евангелии нет, для них оставлены лишь места». На основании вышеприведенных особен ностей бумаги, опираясь на сочинение палеографа И.Лихачева «Пале ографическое значение бумажных водяных знаков» 1899 года издания, Бугославский датирует создание рукописи серединой XVI века. Такая датировка, с уточнением: 1530—1550-е годы, сохраняется и в описании 1989 года, сделанном сотрудниками Библиотеки Академии наук. Местом написания Евангелия автор предполагает земли Ростова или Ярославля. К такому мнению он приходит на основании того, что в «Сборнике ме сяцам» (святцах), расположенном на последних страницах книги Еван гелий, «...из разных областей средней Руси помешено по одному святому, в то время как из числа Ростовских святителей помещены почти все...». В завершении статьи автор рассматривает вопрос о том, могло ли на стоящее Евангелие быть частью даров, пожалованных преподобному Трифону царем Иоанном Грозным, о которых сообщается в его Житии: «Во дни благочестиваго царя и великаго кня зя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, пойде преподобный отец Трифон во царству ющий град Москву милостыни ради... И оттоле великий царь возлюби их, а паче преподобнаго Трифона, и пожаловав его и одарив обитель ко локолами и церковною утварию богато, отпусти с милостивым призре нием. И прииде преподобный морем в обитель свою, носяй милостыню довольну, здраво». В этой связи Бугославский считает весьма вероятным, что Евангелие, принимая во внимание время и место его написания , могло принадлежать к числу царских приношений . Однако , указывая бедность художественного оформления (отсутствие заставок и пр.) книги, предполагает, что оно происходило не из царской ри зницы , а из ка- кого-нибудь небогатого монастыря, а его присылка имела ввиду удов летворение необходимых нужд церковно го богослужения. О наличии в Пазрецкой Борисоглебской церкви богослужебных книг сообщается 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz