Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Тимофей Владимирович Пискунов Далее автор подробно останавливается на особенностях бумаги и ха­ рактеристиках водяных знаков: «Текст Евангелия написан на плотной рубчатой бумаге 4 сортов, т. е. с четырьмя водяными знаками: Еван­ гелие от Матфея с привходящими к нему предварительными статьями и половина Евангелия от Марка до зачала 51 написаны на бумаге с во­ дяным знаком буквы «Р» готического шрифта с крестом наверху и с раз­ двоенным нижним концом, затем следуют два листа с водяным знаком, изображающем барса или льва в щите, далее до конца Евангелия от св. Марка бумага с водяным знаком вроде высокого кувшина с двумя ручками без всяких украшений и цветов; с оглавления же Евангелия от св. Луки до самого конца текст Евангелия написан на бумаге с во­ дяным знаком, изображающим единорога. Соответственно сорту бумаги различается и письмо текста Евангелия. Заставок в Евангелии нет, для них оставлены лишь места». На основании вышеприведенных особен ­ ностей бумаги, опираясь на сочинение палеографа И.Лихачева «Пале­ ографическое значение бумажных водяных знаков» 1899 года издания, Бугославский датирует создание рукописи серединой XVI века. Такая датировка, с уточнением: 1530—1550-е годы, сохраняется и в описании 1989 года, сделанном сотрудниками Библиотеки Академии наук. Местом написания Евангелия автор предполагает земли Ростова или Ярославля. К такому мнению он приходит на основании того, что в «Сборнике ме­ сяцам» (святцах), расположенном на последних страницах книги Еван­ гелий, «...из разных областей средней Руси помешено по одному святому, в то время как из числа Ростовских святителей помещены почти все...». В завершении статьи автор рассматривает вопрос о том, могло ли на ­ стоящее Евангелие быть частью даров, пожалованных преподобному Трифону царем Иоанном Грозным, о которых сообщается в его Житии: «Во дни благочестиваго царя и великаго кня зя Иоанна Васильевича, всея России самодержца, пойде преподобный отец Трифон во царству­ ющий град Москву милостыни ради... И оттоле великий царь возлюби их, а паче преподобнаго Трифона, и пожаловав его и одарив обитель ко­ локолами и церковною утварию богато, отпусти с милостивым призре­ нием. И прииде преподобный морем в обитель свою, носяй милостыню довольну, здраво». В этой связи Бугославский считает весьма вероятным, что Евангелие, принимая во внимание время и место его написания , могло принадлежать к числу царских приношений . Однако , указывая бедность художественного оформления (отсутствие заставок и пр.) книги, предполагает, что оно происходило не из царской ри зницы , а из ка- кого-нибудь небогатого монастыря, а его присылка имела ввиду удов­ летворение необходимых нужд церковно го богослужения. О наличии в Пазрецкой Борисоглебской церкви богослужебных книг сообщается 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz