Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Тимофей Владимирович Пискунов и Евангелие из Пазрецкой Борисоглебской церкви. Впоследствии в двад­ цатые годы XX века собрание древлехранилища было национализировано и разделено между различными музейными архивными и библиотечными коллекциями. В частности, большая часть наиболее ценных рукописных книг попала в фонды Библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге. В настоящее время архангельское собрание — самое крупное террито­ риальное собрание БАН, насчитывающее 1217 единиц хранения, в нем сосредоточены, главным образом, книги из монастырей и приходских церквей епархии, в том числе Кольского Севера. Большую работу по изучению и описанию рукописных Евангелий и других книг, собранных в архангельском древлехранилище , провел в самом начале XX века пос тоянный и деятельный член комитета Г. К. Бугославский . Многие из составленных им опи с аний , ставшие тогда первыми в своем роде, и до нынешнего времени остаются наи ­ более полными и подробными. Статьи с результатами работы Бугослав- ского публиковались в очередных выпусках Архангельских епархиальных ведомостей. Так, в № 12—13 за 1902 год было напечатано описание р у к о п и с н о г о Ев ан гелия Б о ри с о г л е б с к ой ц еркви П а з р е ц к о г о п р и ­ хода: «Принадлежащее Пазрецкому приходу рукописное Евангелие — в 1/4 листа [385 листов — Т. П.], в деревянном переплете, обтянутом черным сукном, писано на рубчатой бумаге с водяными знаками. Л и ­ цевая сторона переплета украшена пятью медными вызолоченными штампованными изображениями: по средине изображением Спасителя, а по углам четырех Евангелистов. Спаситель изображен сидящим на троне, в левой руке его раскрыта книга, а правою он благословляет... Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображены сидящими на табуретах в комнатной обстановке и пишущими, пред святыми Марком и Лукою стоят низенькие столики с принадлежностями для письма. Евангелист же Иоанн представлен стоящим видимо перед пещерой, с лицом обра­ щенным к небу, пред ним у входа в пещеру св. Прохор, пишущий книгу. Над головами Евангелистов и св. Прохора обозначены имена их. Позо ­ лота изображений на выпуклых местах стерта. На оборотной (нижней) стороне переплета прикреплены четыре небольшие медные подножки в виде листа или острия копья, а по средине небольшая пятая четы­ рехугольная. К нижней стороне п р и к р еп л ены два р емешка , из них в целом виде сохранился только один, на конце его имеется небольшая фигурная, вырезанная из медной доски петля, надеваемая на шпенек вбитый в край верхней доски». Значительный интерес представляет запись, сделанная в конце оглав­ ления Евангелия от Матфея: «Господь Бог сподобил меня посетить сей храм Борисо-Глебский в 1858 г. Февраля 27, четверг 4-й недели вели­ 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz