Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
Дмитрий Александрович Герасимов териалы было невозм ожно . На западных границах проходил фронт, кратчайшие морские пути для связи с сою зниками были заблокиро ваны: на Балтийском море — Германией, а на Черном море — Турцией. Владивосток был слишком далеко от центра России, а Архангельск не справлялся с объемом работ. Для связи с союзниками требовался порт, наиболее приближенный к театру военных действий и соединенный с центром страны железной дорогой. Правительство России обратило внимание на мурманское побе режье Баренцева моря, которое зимой не сковывали льды. В начале 1915 года правительство решило провести на Мурман, где должен был быть построен морской порт, железную дорогу. Было создано управление для сооружения железной дороги Петрозаводск — Мурман (сокращенно — Мурманстройка). Имевшиеся на Мурмане города Кола и Александровск не отвечали требованиям по созданию порта с большими возможностями. Поэтому было принято решение строить порт в Семеновской бухте Кольского залива, которая была ближе всего к предполагаемой железной дороге. Весной 1915 года нача лось строительство Мурманской железной дороги и порта в Семе новской бухте. В Кольском крае строительство железной дороги затруднялось от сутствием дорог, населенных пунктов, сложным рельефом и суровым климатом. Все материалы надо было доставлять издалека. Рабочая сила вербовалась, в основном , в средней полосе России: в Смолен ской , Калужской, Пензенской , Нижегородской, Симбирской , Казан ской губерниях. По мере мобилизации в армию молодых мужчин вольный наем здоровых и крепких рабочих становился все более за труднительным. Поэтому властью к работам все шире привлекались солдатские части, не осуществлявшие военные функции. На Мур манской железной дороге была рассредоточена 8-я железнодорожная бригада, солдаты которой занимались строительными работами. 15 ноября 1916 года Мурманская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию '. Однако на линии было множество недоделок, поэтому у дороги была ни зкая пропускная способность. Так, морской министр И. К. Григорович, побывавший 21 сентября (4 октября) 1916 года на торжественной закладке храма Николая М ирликийского в новом городе Ром анов -на-М урм ане , в своих вос поминаниях писал о негативном отнош ении к тому, что происхо- Ушаков И. Ф. Кольская земля. Очерки истории М урманской области в дооктябрьский период. И збранные произведения в 3-х т. И сторико-краеведческие исследования. Т. 1. М урманск. 1997. С. 566. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz