Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
О почитании царем Алексеем Михайловичем Романовым святых страстотерпцев Бориса и Глеба Первые листы из книги архиепископа Л азаря (Барановича) «Меч духовный, или Книга проповеди слова Божьего...» Киев, 1666г. Алексея Михайловича, Марии Ильиничны и царевичей Феодора, Ио анна и Алексея. Все они изображены на ветвях дерева, растущего на ле жащем под ним князе Владимире, а по бокам предстоят святые князья Борис и Глеб. Аллегорическую композицию поясняют стихи, расположенные на со седней странице. Так, в частности, в них содержатся строки, относя щиеся к святым князьям Владимиру, Борису и Глебу: ...Аще корень свят, то и ветви святы. Красят дом царский Борис и Глеб — браты, Красят, егда кровь красную приносят, А Царя Неба за дом царский просят. Корень Владимир — свят, от его рода Свята есть, царю, вся ваша порода... Царь Алексей Михайлович почитал свв. Бориса и Глеба, уповал на их святую помощь и даже сподобился явления князей-страстотерпцев. По свидетельству Алексея Михайловича, в ходе Русско-шведской войны князья Борис и Глеб являлись ему при осаде русскими войсками Дина- бурга (Даугавпилса) в 1656 году. Город был взят 31 июля через неделю после празднования памяти святых князей (24 июля) и назван в их честь Борисоглебовым городом. Святые князья-страстотерпцы повелели также царю в память о царевиче-мученике Димитрии Иоанновиче переимено вать захваченную русскими крепость Когенгаузен (Кокнесе) в Царевичев Димитриев град. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz