Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Строительство и рождение города. Фотохроника суда. Таким образом , его решение о том, что наиболее удобным ме­ стом для военно-морского порта будет именно Екатерининская гавань, было основано не на голой теории о выгодности и удобствах бухты. Он видел, что гавань уже активно используется местными властями, воен­ ными и поморами. Необходимо было лишь государственное вмешатель­ ство в этот процесс. Число колонистов Екатерининской гавани росло. Но поблизости не было ни церкви, ни часовни. Фото № 5 . В 1895 году (еще до решения о строительстве Алексан- дровска) кольский исправник В.Смирнов перевез часовню из Ара-губы, где обанкротился китобойный завод, в Екатерининскую гавань. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы была поставлена на маленькой ровной площадке вершины юго-восточной части острова. Строительные работы по сооружению коммерческого порта и нового уездного центра Кольского края начались в 1896 году. В Екатерининскую гавань из Шенкурского уезда Архангельской губернии были доставлены рабочие-землекопы. Из соседней Норвегии прибыли мастера и рабочие под началом инженера Ульсена. Весной был построен временный причал, и началось строительство ветки узкоколейной железной дороги. Фото № 6 . Работы по постройке самого города начались в июле. Для строительства города была выбрана ровная местность в долине между го­ рами. Долина располагалась значительно выше береговой линии. Русские землекопы во главе с архангельским уездным землемером Вяхиревым за лето провели топографическую съемку местности , ее нивелировку и осушку. В том же году в Е катеринин ской гавани останавливался крейсер 2 ранга «Самоед», прибывший на Мурман с целью охраны русских про­ мыслов. Благодаря этому совпадению мы можем увидеть процесс стро­ ительства порта, так как лейтенант «Самоеда» Иван Федорович Шмидт сделал несколько снимков Екатерининской гавани, которые дошли до нас. Первые фотографии были сделаны весной, когда шла выгрузка стро­ ительных грузов на береговую линию. Фото № 7 . И. Шмидт фотографировал Екатерининскую гавань. Фото № 8 -1 0 . Делал он и снимки судов, которые привозили в гавань строительные материалы. Ф ото № 1 1 . Затем т р ан сп о р т (кр ей сер 2 ранга) «Самоед» ушел к Новой Земле и вернулся в Екатерининскую гавань ближе к осени. За это время вид береговой линии значительно изменился. В левой части — четыре одноэтажных дома с двухскатными крышами. Эти дома могли использоваться как временные бараки для строителей. Справа видим вре­ менную пристань, которая была длиной около 100 м и служила для вы- 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz