Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
Строительство и рождение города. Фотохроника суда. Таким образом , его решение о том, что наиболее удобным ме стом для военно-морского порта будет именно Екатерининская гавань, было основано не на голой теории о выгодности и удобствах бухты. Он видел, что гавань уже активно используется местными властями, воен ными и поморами. Необходимо было лишь государственное вмешатель ство в этот процесс. Число колонистов Екатерининской гавани росло. Но поблизости не было ни церкви, ни часовни. Фото № 5 . В 1895 году (еще до решения о строительстве Алексан- дровска) кольский исправник В.Смирнов перевез часовню из Ара-губы, где обанкротился китобойный завод, в Екатерининскую гавань. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы была поставлена на маленькой ровной площадке вершины юго-восточной части острова. Строительные работы по сооружению коммерческого порта и нового уездного центра Кольского края начались в 1896 году. В Екатерининскую гавань из Шенкурского уезда Архангельской губернии были доставлены рабочие-землекопы. Из соседней Норвегии прибыли мастера и рабочие под началом инженера Ульсена. Весной был построен временный причал, и началось строительство ветки узкоколейной железной дороги. Фото № 6 . Работы по постройке самого города начались в июле. Для строительства города была выбрана ровная местность в долине между го рами. Долина располагалась значительно выше береговой линии. Русские землекопы во главе с архангельским уездным землемером Вяхиревым за лето провели топографическую съемку местности , ее нивелировку и осушку. В том же году в Е катеринин ской гавани останавливался крейсер 2 ранга «Самоед», прибывший на Мурман с целью охраны русских про мыслов. Благодаря этому совпадению мы можем увидеть процесс стро ительства порта, так как лейтенант «Самоеда» Иван Федорович Шмидт сделал несколько снимков Екатерининской гавани, которые дошли до нас. Первые фотографии были сделаны весной, когда шла выгрузка стро ительных грузов на береговую линию. Фото № 7 . И. Шмидт фотографировал Екатерининскую гавань. Фото № 8 -1 0 . Делал он и снимки судов, которые привозили в гавань строительные материалы. Ф ото № 1 1 . Затем т р ан сп о р т (кр ей сер 2 ранга) «Самоед» ушел к Новой Земле и вернулся в Екатерининскую гавань ближе к осени. За это время вид береговой линии значительно изменился. В левой части — четыре одноэтажных дома с двухскатными крышами. Эти дома могли использоваться как временные бараки для строителей. Справа видим вре менную пристань, которая была длиной около 100 м и служила для вы- 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz