Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).
Приветственное слово губернатора Мурманской области Марины Васильевны Ковтун енного порта как опорного пункта, предоставляющего русскому флоту свободный выход в море во всякое время года и при всех обстоятель ствах. В 1895 году в докладе новому императору Николаю II Витте предлагал идею создания в Екатерининской гавани коммерческого порта и перенесения туда административного центра из уезда Колы. Предполагалось строительство железной дороги на Мурман. Торговый порт, железная дорога, соединившая Петроград и Мурман, были построены только с началом Первой мировой войны. Конечным ее пунктом стал Романов-на-Мурмане на берегу Семеновской бухты. Все эти события связаны с именем последнего российского импера тора Николая II. Первая мировая война заставила центральное прави тельство обратить более пристальные взоры на Север. Россия осталась без надежной связи с союзниками . Балтийское море заблокировали немцы, Черное — турки. На западной границе империи протянулся сухопутный фронт. Порт Владивостока находится слишком далеко от театра военных действий , а порт Архангельска замерзает на пол года. Эти обстоятельства поставили под угрозу ресурсные контакты России с союзниками по Антанте. Николай II хорошо понимал, что близость Мурманского берега к Западной Европе, не замерзающие глубоководные гавани по побережью обеспечивают России выходы для развития мореходства. До сих пор по арктическому побережью не появилось ни одного другого порта, который мог бы выполнять стратегическую роль, которая сегодня уготована Кольскому заливу и мурманскому порту. И те замыслы, которые не осуществились в на чале века, осуществляются сегодня. Сейчас западный берег Кольского залива вовлекается в инфраструктурное развитие. Именно при нас будет проложена железная дорога на западный берег Кольского з а лива через реку Тулому. 5 декабря 1914 года правительство приняло решение о строи тельстве железной дороги к Беломорскому селу Сорока. Николай II, утверждая ассигнование 1 января 1915 года на ходатайстве Совета министров, поставил резолюцию: «Считаю безусловно необходимым в будущем продолжение этой линии на Север до Мурманского по бережья». Уже 3 ноября 1916 года, меньше чем через год, откры лось сквозное движение по всей мурманской дороге от Петрограда до торгового порта на Кольском заливе. Кольский полуостров по лучил надежную транспортную связь с внутренней Россией. Благо даря мурманской железной дороге Россия получала беспрерывную помощь от союзников. 4 октября 1916 года состоялась церемония закладки Романова -на -Мурмане — последнего города, основанного в Российской империи . Весной 1917-го из названия новорожденного 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz