Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Строительство и рождение города. Фотохроника Первые жилые дома стали строиться у так называемой Переймы. Пе- реймой называлась перемычка между Екатерининским островом и ма­ териковым берегом, осыхающая во времена больших отливов. В честь первожителей Екатерининской гавани гору, на склоне которой они обо­ сновали свое поселение, назвали Синяковской горкой. До конца 1880-х гг. Мурман редко посещали губернские чиновники. Поэтому, особенно в период промыслов, на Мурмане часто соверш а­ лись правонарушения, беспорядки и т. п., остававшиеся ненаказанными. С 1886 г. регулярные рейсы вдоль Мурмана стал совершать администра­ тивный пароход «Мурман». «Мурман» почти 30 лет путешествовал вдоль берегов Мурмана, внося законность и государственный порядок на ма­ лоосвоенной окраине империи. Фото №2. Первые два года пароход зимовал в Порт-Владимире, плохо защищенном от ветров, находящемся на значительном расстоянии от уездного центра. Пришлось перебазироваться в Екатерининскую га­ вань. Впоследствии там были сооружены деревянный дом для зимовки команды «Мурмана», несколько подсобных помещений и сараев для складирования судового имущества. С 1890 г. между Колой и Екатери­ нинской гаванью было установлено почтовое сообщение: один раз в не­ делю, на карбасах или оленях. Уголь для парохода вначале завозился в Порт-Владимир, но вскоре «за прекращением действия» там китобой­ ного завода его стали закупать в норвежском городе Варде и доставлять в Екатерининскую гавань. Фото № 3 . Строения для парохода «Мурман» были расположены на Екатерининском острове, неподалеку от Переймы. Екатерининская га­ вань стала все более обживаться. В 1890-х гг. правительство стало уделять много внимания охране рыбных промыслов у берегов Мурмана и регулярно посылало сюда винтовые клипера типа «Крейсер»: в 1893 — «Наездник», в 1894 — «Вестник», в 1895 — «Джигит». Екатерининская гавань стала для них базой, куда клипера возвращались для отдыха после очередного крейсер­ ства. А с именем офицеров экипажа клипера «Вестник» связаны многие наименования в городе Полярном . Фото № 4 . В честь самого клипера «Вестник» была названа самая вы­ сокая гора в Екатерининской гавани. Абсолютная высота горы — 112 м. На ней был установлен специальный знак клипера. Когда Екатерининскую гавань посетил С. Ю. Витте с целью поиска наиболее подходящего места для строительства военно-морской базы, он обнаружил в Екатерининской гавани довольно бурную жизнь. Здесь уже обжились несколько семей колонистов, зимовали члены экипажа парохода «Мурман», в гавань часто заходили военные и промысловые 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz