Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Н аталья Брониславовна Коржова «Кто подходил к Ней, — говорил о Марии Александровне высоко ее почи­ тавший К. П. Победоносцев, — чувствовал присутствие чистоты , ума, доброты , и сам становился при Ней чищ е, светлее, сдержаннее». Когда ее не стало, Сергей Александрович пережил тяжелейшее потрясение. «Этот удар был страшный удар, и видит Бог, как я и до сих пор не могу еще прийти в себя, — напиш ет он через год. — С Ее смертью все, все п ер ем ени ­ лось. Не могу я словами выразить все, что наболело на душе и на сердце, — все, что у меня было святого, лучшего, — все в Ней я потерял — вся моя любовь — моя единственная сильная любовь принадлеж ала Ей». Через год, 1 марта 1881 г., после очередного покушения погиб его отец Александр Второй. Под влиянием всего перенесенного в 1880 году у Сергея Александровича с л о ­ жилось твердое убеждение в том , что спасти от нравственной и политической гибели — и отдельно взятого человека, и страну — может только приверж ен ­ ность исторической и духовной традиции, верность Православию и самодержавию. Сочетание политического консервати зм а с живым христианским чувством было характерной чертой личности Сергея А лександровича. Впоследствии это проявится во время его жи зни в Москве. Е стественно, что и з-за подобных взглядов Сергей Александрович нажил себе множ ество врагов в «передовом» русском общ естве, охваченном либеральными и даже револю ционными н астр о ­ ениями. Великий князь не был принят петербургским высшим общ еством . Его осмеивали. Сергей Александрович тяжело переживал уни зительны е н ап адки , но никогда не показывал этого окружающим . Он следовал совету, полученному в юности от Победоносцева: «Храните себя в правде и в чистоте мысли. Во всяком движ ении сердца и мысли справляйтесь в совести с началом правды Божией. Вам немало говорили об этом в детстве; но что в детстве было натверж ено, к тому иногда молодость становится равнодуш на, и чего в д ет­ стве бывало совестно, того перестают совести ться, когда выходят из детства. Но Вы, свято храня детскую веру, не забывайте ставить себя перед Богом...». И великий князь всегда старался иметь перед Господом чистую совесть. Он м олился и пытался смиряться. После гибели отца, в 1881 году, Сергей Александрович совершил первое п а­ ломничество на Святую Землю . Та поездка прои звела на него глубокое вп е­ чатление. Он навсегда полюбил Палестину. Узнав о бедственном положении русских паломников, о том , сколько им приходится претерпевать н еп ри я тн о ­ стей от местных жителей и турецких властей, великий князь Сергей задался целью им помочь и в 1882 году основал Православное палестинское (с 1889 года — Императорское) общество. Благодаря содействию этого общества Святую Землю беспрепятственно смогли посещ ать ты сячи русских людей самых разных сословий. Кроме того, «П алестинское общество в П алестине стало строить, вос­ станавливать и поддерживать православные храмы». Острота нападок отчасти снизилась, когда в 1884 году Сергей Александрович женился. Еще в сентябре рокового 1880 года А. Ф . Тютчева в письме желала 23-летнему Сергею, чтобы Господь послал ему девушку, которая создала бы ему дом ашний очаг, «где бы царили любовь и счастье». «Для счастья Вам необхо­ дима чистая и освящ енная религией жизнь, к ак ж елала для Вас счастья Ваша мать». В соединении Сергея Александровича с Ели заветой Ф едоровной — п р и н ­ цессой из Гессен-Дармштадта — есть что-то предопределенное. Они к ак будто заранее были суждены — сужены — друг другу. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz