Романовы-на Мурмане : одиннадцатые Феодоритовские чтения, г. Североморск, 5-7 октября 2018 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. митр. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 285, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., карты, табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 11).

Н аталья Брониславовна Коржова Во-вторых, можно попробовать проследить последовательность за ­ рождения отношений. Хоть предположительно... Итак... Константиновичи и Печенгский монастырь Самое близкое и длительное отношение к Печенгскому м она ­ стырю в царской семье Романовых имели Константиновичи — по ­ томки великого князя Константина Николаевича, сына Николая Первого. Прежде всего, его сыновья: великий князь Дмитрий К он ­ стантинович Романов и его брат великий князь Константин Констан ­ тинович Романов. Они были глубоко верующими людьми. (Дмитрий Константинович Романов прославлен Русской зарубежной церковью как новомученик.) Можно сказать, что крепкая вера сыновей генетически переда­ лась Константиновичам от отца. Связи Константиновичей со Святой Землей, паломничеством и почитанием святынь имеют глубокие корни. Великий князь Константин Николаевич стал первым августейшим русским паломником , поклонившимся Гробу Господню в 1859 году. Он одобрил в Иерусалиме покупку Россией двух земельных участков, на одном из которых позднее будут возведены русские по­ стройки. А на втором обретен Порог Судных Врат, через которые Спасителя вели на Голгофу. (Знаком был отец Ионафан и с великой княжной Ольгой К он ­ стантиновной Романовой, но она, будучи королевой Греции, в России бывала нечасто.) Интересен источник знакомства отца настоятеля с этим семейством. Жил в Санкт-Петербурге такой человек — Александр Аполлонович Ешевский. Учитель истории (позже — инспектор) одной из С ан к т -П е ­ тербургских гимназий. Жил в столице, но очень любил Русский Север. Изучал его и по книжкам , и «на практике». И коль он любил Север и был высоко духовным и глубоко верующим человеком, то неминуемо должен был приехать в монастырь преподобного Трифона. И приехал. И стал постоянным паломником и помощником обители. (Сколько точно раз он был в обители, неизвестно, но , как записал Дмитрий Ануфриев, не менее четырех: в 1904, в 1906, в 1909 и в 1911 годах). И оказался интересным один факт: наряду с преподаванием в Санкт-Петербурге истории простым гимназистам , Александр Апол­ лонович Ешевский был приглашен для преподавания русской истории великому князю Константину Константиновичу. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz