Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском (1481-1571) подвизается в лопарских пустынях, пребывая в богомыслии и молчании, на долгие годы скрывается в пустынях Кирилло-Белозерского монастыря, по­ стигая великую науку священнобезмолвствующих. И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духовную силу «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13), священно- инок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссохшую, жажду­ щую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки летописей до­ носят до нас ясные свидетельства успешности его миссионерских трудов. 1526 год - Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Освящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную веру христианскую»1. 1533 год - Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Божия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, и самих многих крестили лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру»2. С 1533 по 1540 год - «Заволжские пустыни», скиты Кирилло-Белозер- ского монастыря. Здесь трудится Феодорит над созданием письменности лопарского народа. 1540 год - «н а устье Колы реки созидает монастырь», ставит «церковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав»3. 1542 год - «наученных от Феодорита и оглашенных лоплян единого дня крестилось яко две тысячи человек со женами и детьми»4. С 1548 по 1551 годы - вновь в Кандалакше, где созидает Рождества- Богородичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом». Игумену Феодориту в это время исполнилось уже семьдесят лет, но впереди кольского старца ждали новые великие деяния и испытания. Это и скорбь неправедного гонения, и тяготы незаслуженного осуждения на ссылку, и слава и почет «премудрого» богослова, отстоявшего высо­ ту российского вероисповедания перед гордыми греческими иерархами в 1557 году. Он блестяще выполнит эту знаменитую «Константинополь­ скую миссию», доставив из Царьграда для российского Государя «древнюю книгу» с благословением Вселенского Патриарха на возведение на царство по чину «венчания императоров византийских». Таким образом получит 1 Софийская летопи сь//П олное собрание русских летописей. М .-Л ., 1929. Т. 4 . 4 . 1.С. 542. 2 Софийские летописи / / Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 289. Курбский Андрей. История о великом князе Московском / / Памятники литературы Древ­ ней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 332. 4 Курбский. С. 333. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz