Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Петроградская епархия в 1917-1918 гг. «Приходской совет обратился к Братству с просьбой потребовать от выс­ шей власти положить, наконец, предел надругательству над совестью веру­ ющего православного народа и его храмами агентами власти»1. 7 августа процесс закрытия домовых церквей в Петрограде был оформ­ лен законодательно, Совет комиссаров Союза коммун Северной области принял постановление: «1 . Домовые церкви и часовни всех исповеданий, существующие при учено-учебных и воспитательных заведениях всех сту­ пеней, а также при всех правительственных учреждениях, подлежат ликви­ дации в срочном порядке к 10-му августа с. г., а в исключительных случаях, устанавливаемых отделами народного образования, не позже 20-го августа с. г .»2. Причем единственным существенным признаком, определявшим, приходским или домовым является храм, стало не наличие групп прихожан, не ведение метрических книг при церквах, а то, что он занимает особое зда­ ние (помещение), специально предназначенное дли богослужебных целей и изолированное от какого-либо жилья или учреждения. Правда, не только к 10 или 20 августа 1918 г., но и к концу гражданской войны значительная часть домовых церквей Петрограда не была ликвидирована. Для сохранения их при таких храмах указом митрополита открывались приходы, и власти отчасти считались с этим. Например, в первой половине 1918 г. решением Владыки Вениамина почти все церкви при восьми петро­ градских общинах сестер милосердия преобразовывались в приходские, ив 1919 г. юридический отдел Петросовета санкционировал их существова­ ние3. Уступка была сделана в отношении храмов при больницах и тюрьмах, в них разрешалось в определенные дни и часы совершать религиозные обря­ ды. До многих домовых церквей в тревожные годы гражданской войны у вла­ стей просто не дошли руки. В некоторых случаях Церкви временно удавалось отстоять свои здания, предприятия, несмотря на попытки их конфискации. Так, когда летом 1918 г. Колпинский Совет попытался занять церковный дом Троицкого собора, все его действия, ввиду волнений верующих, окон­ чились неудачей. Приняв в августе трех представителей приходского совета, Зиновьев заявил им: «Что они пристали к вашим домам? Точно нет других в городе Колпино. Не в интересах наших возбуждать народ. Я распоряжусь, чтобы дома не трогали»4. В Колпино был командирован член губкома 1 ЦГА СПб. Ф. 143. Оп. 3. Д. 5. Л. 16,19. On. 1. Д. 82. Л. 64. Д. 84. Л. 68. 2 Там же. Д. 67. Л. 237. 3 Там же. Ф. 5325. Оп. 7. Д. 102. Л. 34-125. 4 Там же. Ф. 142. Оп. 2. Д. 103. Л. 7. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz