Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Михаил Витальевич Шкаровский кательство), здесь особенно желательно. Патриарх, иерархи могут теперь говорить с властью с авторитетом, поскольку за ними общество, народ»1. В первой половине 1918 г. в Петрограде возникло еще несколько братств, в основном при различных приходских храмах и монастырях. Наиболее сильным, многолюдным и долго действовавшим из них стало Александро- Невское. Оно было официально открыто после совершения молебствова- ния в Лавре 21 января, во время грандиозного крестного хода, и создавалось первоначально, прежде всего, для защиты монастыря от конфискации вла стями. Братства существовали также при Андреевском соборе, Захарьевско- Елизаветинской церкви, в Гавани при церкви Милующей Божией Матери, церкви Спаса на Синопской набережной и др. Функции их подразделялись на издательскую (выполнение ее было очень затруднено, но и в 1920-е гг. в частных издательствах еще выходили церков ные календари), благотворительную - помощь бедным, больным (в брат ствах состояло много медицинских работников), заботу об арестованных и заключенных, непосредственное участие членов братств в богослужениях с полным соблюдением устава, и просветительскую (не только устройство лекций, диспутов, но и, главным образом, церковная работа с детьми). По следнему уделялось повышенное внимание, при братствах существовали специальные филиалы - детские союзы. Так, монахи Александро-Невской Лавры руководили 69 детскими кружками, в которых изучался Закон Бо жий. По распоряжению митрополита в большинстве церквей для подрост ков были заведены специальные кресты, хоругви, иконы, облачения, они участвовали в богослужениях, крестных ходах. Активно действовал Андре евский детский союз, он регулярно устраивал различные вечера, утренники и даже детские пасхальные богослужения2. При храмах в рабочих районах существовали Христианские союзы учащейся молодежи и т. д. Преподавание Закона Божия в государственных школах в основном пре кратилось уже в январе 1918 г., хотя на многих родительских собраниях вы носились резолюции за его сохранение, создавались родительские комите ты по наблюдению за религиозным воспитанием детей. На епархиальных съездах духовенства и мирян церковно-приходские школы по-прежнему считались находящимися в ведении Церкви, как и богословские учебные за ведения. Всю первую половину 1918 г. декрет об их передаче в ведение Нар- 1 Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918. 13 апреля. Мещерский Н. А. На старости я сызнова живу: прошедшее проходит предо мною ... Руко пись. С. 14-15, 63.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz