Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Михаил Витальевич Шкаровский талы1. Правда, вскоре в Москве, согласно определению Поместного Собо ра, начали функционировать новые органы - Священный Синод и Высший Церковный Совет при Патриархе. В целях сплочения верующих и духовенства в период тяжелых испы таний в Петрограде, а затем и по всей стране, стали создаваться массовые религиозные организации - союзы, «братства защиты святой православной веры» и т. д. Уже в начале января в столице развернулась работа по налажи ванию приходской жизни (до этого времени не было точного распределе ния верующих по приходам). Почти при всех значительных храмах выбрали «домовых уполномоченных», которые вели учет православных по кварти рам и записывали их в «приходскую книгу» для распределения в дальней шем по «коллективам». Одновременно на них возлагалась обязанность со общать священникам о всех «неверующих», чтобы «заботиться об обра щении заблудших»2. В каждом приходе выбирался совет, для объединения деятельности ко торых создавались «мирянские комитеты», братства по районам и уездам, а в епархиальном масштабе - Братство приходских советов Петрограда и епархии. Оно возникло в середине января и вскоре объединяло уже около 60 тыс. человек. Председателем его правления стал протоиерей Николай Ру- динский. В первом номере новой газеты «Петроградский церковно-епар хиальный вестник» от 27 февраля священник Андреевского собора Нико лай Платонов так разъяснял цель этой организации: « В “Братство” вошли весьма многие советы, и работа “Братства”, видимо, приносит плоды, объе диняя и тем самым укрепляя силы православных. “Братство” не борется с властью Советов, но оно стремится, чтобы и в области жизни церковной была представлена “вся власть Советам!” Через приходские советы право славный народ сам сумеет управиться с церковным достоянием на пользу веры и церкви. Братство” стремится к выработке единой тактики на ме стах, чтобы повсюду православный народ одинаково знал, что и как ему нужно делать. Обогащаемое опытом лиц, работающих на местах и поддер живающих связь с Братством”, оно может предпринимать и предпринимает наилучшие способы защиты православной церкви»3. Руководитель организации о. Н. Рудинский ездил за благословением к Патриарху, и тот послал в столицу свою грамоту: «Братству приходских 1 Там же. № 5. С. 205; РГИА, ф. 796. Оп. 445. Д. 246. Л. 17. Д. 23. Л. 23. 2 Петроградский церковно-епархиальный вестник. 1918.13 апреля. 3 Там же. 27 февраля. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz