Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Михаил Витальевич Шкаровский сти, отрицательно встретили и указанный закон. На своем заседании 25 ян­ варя Поместный Собор постановил: «Изданный Советом Народных Ко­ миссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собой, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жиз­ ни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения»1. Не все представители клерикальной общественности, и прежде всего в столице, однозначно восприняли воззвание Патриарха и бойкот январско­ го декрета. Группа петроградского так называемого «прогрессивного» ду­ ховенства и интеллигенции, в основном будущих деятелей обновленчества, выступила за необходимость изменения церковной политики, примирения с государственной властью. Идеи о назревшем переустройстве религиоз­ ной жизни, обновлении Церкви высказывались ими и раньше. 7 марта 1917г. в столице возник Всероссийский союз демократического православного ду­ ховенства и мирян во главе с протоиереями М. Поповым, И. Егоровым, свя­ щенниками Д. Поповым, А. Введенским, диаконом Т. Скобелевым и др. Он пользовался поддержкой Временного правительства и издавал на синодаль­ ные субсидии газету «Голос Христа», а к осени организовал издательство «Соборный разум», выпускавшее одноименный журнал. Наряду с требо­ ваниями широких внутрицерковных реформ, союз сближался и с левыми политическими идеями, выступая под лозунгом «Христианство на стороне труда, а не на стороне насилия и эксплуатации». Однако на открывшемся Поместном Соборе сторонники союза оказа­ лись в явном меньшинстве. В результате с осени 1917 г. у них начало созре­ вать решение «самостоятельно вести церковное дело, не считаясь с правя­ щей иерархией». Сильный удар по их основополагающей идее соборного управления нанесло восстановление Патриаршества. В январе 1918 г., по воспоминаниям А. Веденского, у руководителей союза появилась идея раз­ рыва с официальной Церковью, отделения от Патриарха и создания новой Церкви. Согласно этим замыслам, выступление должно было начаться одновременно в Петрограде, Киеве и Одессе2. Однако «переворота» не произошло, так как его сторонников оказалось очень мало. Однако, скорее всего, Введенский позднее сильно преувеличил замысел этого выступления. В первой половине 1918 г. петроградская группа продолжала пропа­ гандировать свои взгляды. С марта она начала издавать воскресную газету «Правда Божия» (под редакцией профессора В. В. Титлинова), в которой 1 Церковные ведомости. 1918. № 3-4. С. 20-22. 2 Введенский Л. И. Церковь и государство. М., 1923. С. 109 -110,215. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz