Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Духовные истоки Русской революции формирование классов буржуазии и пролетариата в стране как обязатель­ ное условие революционной ситуации и достижения «демократической диктатуры пролетариата». Троцкий возражает им без всякой теории и под­ черкивает: вы просто не знаете русский народ. Без всяких созревших клас­ сов и ситуаций русский народ поверит пламенным словам о справедливости и братстве, о необходимости наказать грабителей трудового народа, мозо­ листой рукой трудового народа уничтожить кровопивцев-эксплуататоров и построить новый мир всеобщего счастья и добра. Этот коварный «д е ­ мон» тонко чувствовал, чем прельстить народные массы, как затронуть по­ таенные струны души русского народа. Но его лозунги, впрочем, как призывы иных лидеров русской револю­ ции, затрагивали низменные чувства людей. Согласно работам основопо­ ложников марксизма, коммунистическая идея, как мы упомянули выше, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, созревание общественных отношений и т. д., дабы в будущем стало возможным реали­ зовать основополагающий принцип коммунизма « о т каждого по способно­ стям, каждому по потребностям». В случае с Россией большевики, как мы видим, ставили совсем иные задачи, апеллируя к примитивному чувству за­ висти и всячески подогревая его в народе. Интересно отметить, сам Карл Маркс предполагал подобный ход событий и жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм», который по утверждению Марк­ са, является порождением «всемирной зависти»1. Именно зависть, возве­ денная в ранг добродетели, руководила революционными массами. Зависть к чужому богатству, чужому положению в обществе, успеху, талантам и т. д. В бунтарском сознании масс это низменное чувство быстро оформилось в удобный лозунг: «грабь награбленное». При этом следующим закономер­ ным этапом развития «революционной идеи» стало желание уничтожать и сам объект зависти, дабы он больше не раздражал завистников. Вспомним, как ярко в «Маленьких трагедиях» Пушкина описаны тя­ желейшие душевные муки завистника Сальери, в конечном итоге превра­ тившего известного композитора в убийцу. Взявшее власть над человеком чувство зависти способно разрушить его душу, толкнуть на преступление, превратив 1 Более того марксизм ясно расставляет приоритеты в борьбе: «Буржуазия и правительство гораздо больше боятся легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успе­ хов на выборах, - чем успехов восстания». Введение Ф. Энгельса к переизданию работы К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.». 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz