Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Духовные истоки Русской революции формирование классов буржуазии и пролетариата в стране как обязатель ное условие революционной ситуации и достижения «демократической диктатуры пролетариата». Троцкий возражает им без всякой теории и под черкивает: вы просто не знаете русский народ. Без всяких созревших клас сов и ситуаций русский народ поверит пламенным словам о справедливости и братстве, о необходимости наказать грабителей трудового народа, мозо листой рукой трудового народа уничтожить кровопивцев-эксплуататоров и построить новый мир всеобщего счастья и добра. Этот коварный «д е мон» тонко чувствовал, чем прельстить народные массы, как затронуть по таенные струны души русского народа. Но его лозунги, впрочем, как призывы иных лидеров русской револю ции, затрагивали низменные чувства людей. Согласно работам основопо ложников марксизма, коммунистическая идея, как мы упомянули выше, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, созревание общественных отношений и т. д., дабы в будущем стало возможным реали зовать основополагающий принцип коммунизма « о т каждого по способно стям, каждому по потребностям». В случае с Россией большевики, как мы видим, ставили совсем иные задачи, апеллируя к примитивному чувству за висти и всячески подогревая его в народе. Интересно отметить, сам Карл Маркс предполагал подобный ход событий и жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм», который по утверждению Марк са, является порождением «всемирной зависти»1. Именно зависть, возве денная в ранг добродетели, руководила революционными массами. Зависть к чужому богатству, чужому положению в обществе, успеху, талантам и т. д. В бунтарском сознании масс это низменное чувство быстро оформилось в удобный лозунг: «грабь награбленное». При этом следующим закономер ным этапом развития «революционной идеи» стало желание уничтожать и сам объект зависти, дабы он больше не раздражал завистников. Вспомним, как ярко в «Маленьких трагедиях» Пушкина описаны тя желейшие душевные муки завистника Сальери, в конечном итоге превра тившего известного композитора в убийцу. Взявшее власть над человеком чувство зависти способно разрушить его душу, толкнуть на преступление, превратив 1 Более того марксизм ясно расставляет приоритеты в борьбе: «Буржуазия и правительство гораздо больше боятся легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успе хов на выборах, - чем успехов восстания». Введение Ф. Энгельса к переизданию работы К. Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.». 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz