Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Епископ Митрофан (Баданин) вья, Руси Московской, и из этого типа нужно выводить истоки и понимание воинствующего атеизма русской революции»1. Воинствующий атеизм Понятие «воинствующий атеизм», воинствующее безбожие, богобор­ чество - есть в конечном итоге самая суть духовного мироустройства каж­ дого русского (да и не только) революционера. Революционное брожение в душе возможно лишь при условии утраты веры. Это порой не вполне сразу осознаваемый человеком выбор пути, который ведет к уходу от Бога и по­ следующему единению с иными силами. И пусть никто не обольщается - за­ кон этот неумолим, ибо «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному с т ан е т усердство­ вать, а о другом нерадеть» (Мф. 6,24). Происходящее с человеком удаление от света неизбежно приведет его в область мрака, поскольку компромисс в этой сфере исключен: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Какая совместность храма Божия с идолами? » (2 Кор. 6,15). Любая революция - это восстание не только против установленного Бо ­ гом порядка, но именно восстание против Бога. Это противодействие той высшей Силе добра, справедливости и любви, которая раздражает, мешает такому человеку, противостоит его движению вниз по пути крайней степе­ ни озлобления и сатанинской гордыни. Это безумная попытка заглушить тот удивительный камертон, который заложен в каждом человеке от самого его сотворения - против внутреннего нравственного закона, живущего в нем, - против человеческой совести. Вспомним знаменитые слова Эмма­ нуила Канта, человека весьма условно верующего, но вынужденного с «удивлением и благоговением» назвать две неизменно поражающие его вещи: «это звездное небо надо мной и моральный закон во м н е »2. А какова же вершина этого революционного духа, так сказать, высшая са­ кральная цель той борьбы, того мучительного томления несчастных людей? Так вот, высшей точкой такой революционной борьбы, такого восстания против Бога, которым ознаменуется завершение всех времен и самой исто­ рии человечества, есть события, описанные в Апокалипсисе как наступление царства Антихриста. Это страшный момент явления на земле небывалого во­ ждя, духовного и политического лидера всех стран и народов, момент, когда 1 Бердяев Н. А. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Paris, YMCA- Press, 1931. 2 К а н тИ . Собрание сочинений на нем. и рус. яз. М., 1997. Т. 3. С. 11. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz