Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Епископ Митрофан (Баданин) вья, Руси Московской, и из этого типа нужно выводить истоки и понимание воинствующего атеизма русской революции»1. Воинствующий атеизм Понятие «воинствующий атеизм», воинствующее безбожие, богобор чество - есть в конечном итоге самая суть духовного мироустройства каж дого русского (да и не только) революционера. Революционное брожение в душе возможно лишь при условии утраты веры. Это порой не вполне сразу осознаваемый человеком выбор пути, который ведет к уходу от Бога и по следующему единению с иными силами. И пусть никто не обольщается - за кон этот неумолим, ибо «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному с т ан е т усердство вать, а о другом нерадеть» (Мф. 6,24). Происходящее с человеком удаление от света неизбежно приведет его в область мрака, поскольку компромисс в этой сфере исключен: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Какая совместность храма Божия с идолами? » (2 Кор. 6,15). Любая революция - это восстание не только против установленного Бо гом порядка, но именно восстание против Бога. Это противодействие той высшей Силе добра, справедливости и любви, которая раздражает, мешает такому человеку, противостоит его движению вниз по пути крайней степе ни озлобления и сатанинской гордыни. Это безумная попытка заглушить тот удивительный камертон, который заложен в каждом человеке от самого его сотворения - против внутреннего нравственного закона, живущего в нем, - против человеческой совести. Вспомним знаменитые слова Эмма нуила Канта, человека весьма условно верующего, но вынужденного с «удивлением и благоговением» назвать две неизменно поражающие его вещи: «это звездное небо надо мной и моральный закон во м н е »2. А какова же вершина этого революционного духа, так сказать, высшая са кральная цель той борьбы, того мучительного томления несчастных людей? Так вот, высшей точкой такой революционной борьбы, такого восстания против Бога, которым ознаменуется завершение всех времен и самой исто рии человечества, есть события, описанные в Апокалипсисе как наступление царства Антихриста. Это страшный момент явления на земле небывалого во ждя, духовного и политического лидера всех стран и народов, момент, когда 1 Бердяев Н. А. Русская религиозная психология и коммунистический атеизм. Paris, YMCA- Press, 1931. 2 К а н тИ . Собрание сочинений на нем. и рус. яз. М., 1997. Т. 3. С. 11. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz