Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Духовные истоки Русской революции ло и его знаменитого флота, он пришел в полный упадок и сгнил, а нового никто не строил. Петр I с какой-то порой явно нечеловеческой энергией осуществлял, по сути, великую револю цию в духовном мире России. Он уничтожил Па триаршество и сам назначил себя главой Право славной Церкви, которой управлял через свет скую фигуру обер-прокурора и особую канцеля рию. Самодержавную роль царя-батюшки, эту самобытную русскую форму монархической вла сти, он заменил любезным ему европейским абсо лютизмом. Разница здесь принципиальная. В рос сийском понимании народ дан Царю Богом для монаршего попечения о благе этого народа, и Царь повинен дать ответ пред Господом. «Царю следует паче помещиков беречь крестьян, так как помещики владеют крестьянами временно, а Царю они вековые, и крестьянское богатство - царственное, и нищета крестьян ская есть оскудение царственное»1. Российское Самодержавие должно слу жить пользе народа и славе Божией, и оно ответственно пред Судом Божи- им. В свою очередь, королевский абсолютизм Европы не признает никакой ответственности ни перед кем. Вся суть образа правления европейского монарха заключена в формуле: «саг tel est notre bon plaisir» - «ибо такова наша воля». Петр I революционно вторгся в самую суть российской монархической идеи. Принятие им императорского титула, с одной стороны, должно было отражать усиление мощи России и ее влияния в европейских делах, но, с другой стороны, свидетельствовало о духовном снижении понятия Импе ратора как «удерживающего» в государстве Третьего Рима и в мире в целом. Для Петра «Великая Россия полностью заслонила Святую Русь». Так что связь между революцией, совершенной Петром, и трагедией на ступившего через три столетия большевизма очевидна и теперь признается не только отечественными, но и иностранными историками и мыслителями (А. Тойнби, В. Шубартом и др.). В результате в духовном пространстве Руси, как писал Н. Бердяев, « к XIX веку сложился своеобразный русский духов ный тип, принципиально отличный от духовного типа русского средневеко 1 Тарасов И. Лекции по административному праву. М., 1908. Т. I. С. 68. Царь Петр демонстрирует свой новый европейский наряд Патриарху Адриану. Художник Н. В. Неврев 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz