Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Епископ Митрофан (Баданин) «печатно», сформулировал «великий вождь мирового пролетариата». Мы не будем повторять эту известную фразу. И временами можно понять « в о ­ ждя», который сделал ставку на «пролетариат»: «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе... Интеллектуальным силам, желающим нести науку народу, мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережем»1. Естественно, уже начиная с 1920-х годов, состав этой «прослойки обще­ ства» радикально изменился. Довольно скоро ядром новой социальной группы стали молодые рабочие и крестьяне, получившие доступ к образова­ нию, и традиционная специфика этого слоя российского общества практи­ чески была утрачена. Так что та самая (этическая) составляющая в опреде­ лении понятия «интеллигенция» отошла на дальний план, и под «интелли­ генцией» стали понимать всех «работников умственного труда» - соци­ альную «прослойку» новой общности - «советского народа». Профессиональная нелюбовь к России Нельзя, конечно, огульно обвинять всю русскую интеллигенцию в пре­ клонении перед Западом и неуважении российской самобытности. По мере того, как в XIX столетии в духовном настрое властных кругов и общества в целом затягивались раны «петровской революции», ясно обозначились два взгляда на будущий исторический путь России, озаглавленные как « з а ­ падничество» и «славянофильство». То есть кроме примера общественно­ го устройства государств западной Европы как идеального образца для под­ ражания в общественном сознании сформировалась альтернативная мо­ дель, предлагающая Российской империи реализовать свой собственный, самобытный и уникальный исторический путь2. Важно отметить, что в то время религиозная составляющая, идеалы христианской морали и нрав­ ственности были еще достаточно сильны, и потому обе стороны споров ка­ тегорически не принимали бунтарского духа разрушения и идей револю­ ции, а что самое главное —они любили Россию и желали ей всяческого про­ цветания. 1 Ленин В. И. Письмо Горькому А. М. от 15 сентября 1919 г. / / П С С М изд 5-е Т. 51. С. 48. Надо заметить, что после прихода к власти и отказа от утопии «всемирной революции», большевики решительно отказались от «западничества», заявив о своем, особом пути но­ вой России. По сути, вся история СССР - стала реализацией идеи этого особого пути, но в преломлении коммунистической идеологии.. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz