Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Духовные истоки Русской революции Так что потенциал страны был просто неисчерпаем, как и ее экономиче ские и материально-технические ресурсы. Но, увы, главным, что решило судьбу великой державы, было вовсе не это. Главным, как и всегда в истории, явилось то, что происходило в духовном мире страны, в душах российских поданных. Отступление от веры, завещанной предками, изгнание из своей души православных ценностей доброты, любви и милосердия неизбежно ком пенсировались иным духом - мятежа, недовольства, поиска виновных и в конечном итоге жаждой разрушения, революционного куража и все дозволенности. Интеллигент Говоря о сугубой роли интеллигенции в судьбе России в начале XX века, думается, будет очень важным точно определить, что же такое интеллиген ция как явление в жизни именно русского общества, поскольку в «европей ском» понимании слово «интеллигент» - чаще всего лишь синоним чело века, профессионально занимающегося интеллектуальным видом деятель ности. В то же время, именно в России это понятие обрело особое социаль но-философское значение, согласно которому к интеллигенции причисляют лишь тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Это слово вошло в русский обиход в начале XIX века и изначально слу жило лишь одним из синонимов слова «дворянство». К сожалению, духов ное наследие «революции Петра Первого» (о ней чуть ниже), приведшей к формированию активно прозападного руководящего слоя в государстве, позже трансформировалось в еще более прискорбном направлении. Интел лигентом все чаще стал называться не просто образованный человек, а лишь тот, который демонстрировал неприязненное отношение к «немытой Рос сии», к «устаревшей форме правления» и критиковал «отсталое» царское правительство. Эта тенденция в конечном итоге окончательно предопреде лила симпатии российской интеллигенции к либеральным, социалистиче ским и революционным идеям. Нет необходимости напоминать о конечной и закономерной судьбе рус ской интеллигенции в период большевизма. Всем, кому не «посчастливи лось» в 1922-1923 годах быть причисленными к контрреволюционной ин теллигенции и оказаться на «философских пароходах», в скором времени пришлось оказаться в лагерях. Это было закономерно. Изначально отноше ние большевиков к русской интеллигенции очень ясно, правда, не вполне 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz