Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Итоги революции лики стал памятник Иуде Искариоту, воздвигнутый в Свияжске по личному приказу наркомвоенмора Л. Д. Троцкого. По свидетельству очевидца этих событий, датского писателя X. Келлера, вначале предполагали поставить па мятник Люциферу, но его признали «не вполне разделявшим принципы коммунизма»1. Христопродавец Иуда, надо полагать, эти принципы разде лял. Вполне! Был, так сказать, стопроцентным коммунистом. В т о р а я кампания ленинских гонений (1919-1920 гг.) включила вскры тие мощей святых угодников Божьих и лишение духовенства политических прав. Постоянно шли суды и расстрелы духовенства и мирян. В 1919-1920 гг. было учинено 63 кощунственных вскрытий святыхмо- щей2. В 1919 г. большевики убили 1000 священнослужителей и подвергли ре прессиям 8003. У нас, русских православных христиан, существует икона, зримо являю щая нам массовый террор большевиков в годы Гражданской войны и в по слевоенное время, - икона «Отцов Поместного собора 1917-1918 гг.». Только на ней мы видим лики 46 новомучеников4. Из 564 делегатов Собора5. Почти каждый десятый соборянин принял мученическую смерть за Христа. В годы Гражданской войны большевики приняли основополагающие за конодательные акты для проведения безбожной политики. Некоторые из них действовали вплоть до 1990 г.! Эти акты ликвидировали любые формы деятельности Церкви, кроме богослужебной. Надо сказать, что тактикой большевиков в этот период был террор в фор ме многочисленных бессудных расправ над духовенством и мирянами, но стратегией было, скорее, провоцирование массовых убийств, их поддержка со стороны центральных и местных властей. На них, на местные власти в виде уездных ревкомов или волостных советов или на абстрактные «массы» в слу чае каких-либо проблем и можно было списать всю ответственность за звер ства. Или, наоборот, поддержать «справедливый гнев народных масс». 1 Мультатули П. В. Свидетельствуя о Христе до смерти...Екатеринбургское злодеяние 1918 г.: новое расследование. СПб.: Сатисъ- Держава, 2006. С. 401. 2 Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. С. 376. 5 Игумен Дамаскин (Орловский). Крестный путь России / / Россия Православная. 2005. № 7. С. 87. 4 Сивашенкова Д., Загуляев А. Икона объединения / / Нескучный сад. 2013. № 2. С. 16-22. 5 Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско- богословский институт им. св. апостола Андрея, 1996. С. 218. 319
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz