Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Итоги революции лики стал памятник Иуде Искариоту, воздвигнутый в Свияжске по личному приказу наркомвоенмора Л. Д. Троцкого. По свидетельству очевидца этих событий, датского писателя X. Келлера, вначале предполагали поставить па­ мятник Люциферу, но его признали «не вполне разделявшим принципы коммунизма»1. Христопродавец Иуда, надо полагать, эти принципы разде­ лял. Вполне! Был, так сказать, стопроцентным коммунистом. В т о р а я кампания ленинских гонений (1919-1920 гг.) включила вскры­ тие мощей святых угодников Божьих и лишение духовенства политических прав. Постоянно шли суды и расстрелы духовенства и мирян. В 1919-1920 гг. было учинено 63 кощунственных вскрытий святыхмо- щей2. В 1919 г. большевики убили 1000 священнослужителей и подвергли ре­ прессиям 8003. У нас, русских православных христиан, существует икона, зримо являю­ щая нам массовый террор большевиков в годы Гражданской войны и в по­ слевоенное время, - икона «Отцов Поместного собора 1917-1918 гг.». Только на ней мы видим лики 46 новомучеников4. Из 564 делегатов Собора5. Почти каждый десятый соборянин принял мученическую смерть за Христа. В годы Гражданской войны большевики приняли основополагающие за­ конодательные акты для проведения безбожной политики. Некоторые из них действовали вплоть до 1990 г.! Эти акты ликвидировали любые формы деятельности Церкви, кроме богослужебной. Надо сказать, что тактикой большевиков в этот период был террор в фор­ ме многочисленных бессудных расправ над духовенством и мирянами, но стратегией было, скорее, провоцирование массовых убийств, их поддержка со стороны центральных и местных властей. На них, на местные власти в виде уездных ревкомов или волостных советов или на абстрактные «массы» в слу­ чае каких-либо проблем и можно было списать всю ответственность за звер­ ства. Или, наоборот, поддержать «справедливый гнев народных масс». 1 Мультатули П. В. Свидетельствуя о Христе до смерти...Екатеринбургское злодеяние 1918 г.: новое расследование. СПб.: Сатисъ- Держава, 2006. С. 401. 2 Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. С. 376. 5 Игумен Дамаскин (Орловский). Крестный путь России / / Россия Православная. 2005. № 7. С. 87. 4 Сивашенкова Д., Загуляев А. Икона объединения / / Нескучный сад. 2013. № 2. С. 16-22. 5 Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Библейско- богословский институт им. св. апостола Андрея, 1996. С. 218. 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz