Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Антон Иванович Тучков сомольскиххоров. Террор в немалой степени коснулся творческой интелли­ генции, были периоды в советской истории, когда заниматься литературой или кино было смертельно опасно. Печальные судьбы Гумилева, Мандель­ штама или Заболоцкого тому хорошее подтверждение. Несогласных, уце­ левших от голода и террора в годы Гражданской войны, в 20-е годы высыла­ ли (два «философских парохода»), а в 30-е просто сажали в лагеря и рас­ стреливали. Судьбы Греко-Российской Православной Церкви Когда я касаюсь гонений на православие, я намеренно буду говорить только о периоде Гражданской войны, в относительных подробностях опи­ сывая лишь положение Церкви в 1917-1921 гг. Нало сказать, что Греко-Рос- сийская Православная Церковь пережила за 73 года и 10 месяцев безбож­ ной власти такие гонения, которые по количеству жертв и накалу страстей превосходят гонения в Римской империи в первые три века существования христианства. Но между гонениями в Римской империи и в Советской республике был и ряд важных отличий. Особенностью гонений на православных христиан на территории быв­ шей Российской империи является то обстоятельство, что и народ (та его часть, что разорвала отношения с Церковью), и правительство выступили гонителями одновременно. В Риме народные антихристианские погромы и государственные преследования зачастую не совпадали. Объяснение это­ го единства гонителей «сверху» и «сни зу » довольно простое: после при­ хода большевиков к власти на землях Российской империи началось строи­ тельство государство нового, невиданного ранее типа. Это государство ис­ ключало веру в бытие Бога и бессмертие души. А значительная часть народа жаждала простого материального благополучия. Дух христианского веро­ учения, высота и глубина его истин были утрачены или забыты этими людь­ ми, не вызывали ни священного трепета, ни религиозного умиления1. Гонения в Советской республике, в отличие от Рима, были государствен­ ным делом. С самого своего прихода к власти большевики начали строи­ тельство идеологического безбожного государства. 1 Священник Максим Максимов. Историко-сравнительный анализ гонений на христиан в Римской империи и в России в XX веке / / Сборник пленарных докладов XII Междуна­ родных Рождественских образовательных чтений. М., 2004. С. 261-263. 3 1 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz