Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Итоги революции что легкая промышленность страны деградировала настолько, что в конеч- ном итоге импортная «фирм а» стала настоящим «знаком качества» для миллионов жителей СССР. Дом был объявлен машиной для жилья. «Жилплощадь» для граждан предполагалась минимальная и без излишеств. В проектах так называемых «домов-коммун» просчитывали все, даже количество шагов, совершаемых для каждого действия. Кстати, в первые «дома-коммуны» новоселы въезжа ли без мебели: она была встроена в стены, что казалось невероятным новше ством. Реально городские жители СССР жили в коммунальных квартирах, быт которых прекрасно описали Зощенко и Булгаков. Сельские жители жили в избах, а проекты «агорогородов» Хрущева так и остались проектами. На улицах городов и сел запестрели агитплакаты. В агитации и пропа ганде большевики оказались сильны. Недостаток красок предопределил ла коничный стиль изображения. «Окна РОСТА» Маяковского стали класси кой жанра. Александр Родченко и Густав Клуцис одними из первых в мире стали применять в плакате фотомонтаж. Попытались вывести искусство из музеев к народу. Все это вылилось в попытки художников разрабатывать дизайн предметов быта. Казимир Ма левич создавал орнаменты для ткани, Кузьма Петров-Водкин - рисунки для фарфора. Оставшийся от Империи фарфор в советском духе, лозунгами, расписывали уцелевшие художники. Вместо традиционных праздников (Рождество, Пасха, Рождество Бого родицы (Пожинки), Покров) вводились непривычные разновидности все народного веселья - митинги и демонстрации. Для ораторов возводили трибуну с революционнной символикой, городской пейзаж оживляли крас ные знамена и красные же тканевые перетяжки с советскими лозунгами. Не разрушенные (пока) памятники ненавистного «старого режима» задрапи ровывались красным, как это было в Петрограде в 1918 г. В 20-е годы во всем этом господствовал авангардизм1. Попытки разрушить русскую литературу, заменив творчество индустри альными приемами, подсмотренными у пролетариата, чем занимались Про леткульт и ЛЕФ, закончились ожидаемым провалом. Коммунистическая партия осуществила бюрократизацию культуры, слив творческие силы в так называемые творческие союзы, от Союза советских писателей до Союза ки нематографистов. Время солистов на этом кончилось, наступило время ком- 1 Лавренченко М. «Отречесмся от старого мира!» / / Вокруг света. 2017. № 11. С. 120-121. 3 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz