Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Антон Иванович Тучков «Закон ночи»)). Этим отличился даже далекий от большевизма молодой Набоков: «Россия, звезды, Ночь расстрела, И весь в черемухе овраг!» Итог был в целом неутешительный. В новом советском государстве ху­ дожники, архитекторы, инженеры должны были совершать революцию в повседневной жизни каждого гражданина Советской республики. В конце 20-х появились так называемые «солнечные или социалистические горо­ да», с разумной планировкой района. Новокузнецкие рабочие даже снима­ ли обувь, чтобы пройтись по асфальту своего соцгорода. Все это было ре­ кламой нового образа жизни, основная часть городского населения СССР до 1960-х гг. жила в бараках. Все это сопровождалось тотальным разруше­ нием старинных зданий, не только духовных, но и светских. Особенно по­ страдала Москва. В 20-е годы в городской архитектуре господствовал кон­ структивизм, не предполагалось никакой лепнины и прочего традиционно­ го декора. Большевики отменили моду, объявленную буржуазным пережитком1. Например, крупнейшая дореволюционная создательница мод, Надежда Пе­ тровна Ламанова, была арестована ЧК. За что? Вероятно, за то, что была по­ ставщиком Двора Его Императорского Величества. Выпустили ее по хода­ тайству Максима Горького, слава Богу, не успели расстрелять, как заложни­ цу. Но мастерскую она потеряла. Тем не менее, она продолжила работу. В 1910 г. Ламанова возглавила Мастерскую современного костюма при от­ деле ИЗО Главнауки. При недостатке платьевых тканей она вынуждена была начать экспериментировать с холщовыми домоткаными материями и льня­ ными полотенцами, народными вышивками и даже... одеялами. Ее работа, вместе с другими московскими модельерами, получила высокую оценку в советском павильоне на Парижской выставке «А р деко» в 1925 г., получив гран-при за костюм, основанный на народном искусстве2. В одежде стали ценить простоту и рациональность. Разрабатывали спе­ циальную «прозодежду», «спортодежду». Все эти усилия привели к тому, 1 В осуждении моды, как и в рекламе новой, советской моды, отличился опять-таки В. Маяков­ ский. См., например, его стихотворения «Последний крик» и «Стихотворение одежно-мо- лодежное» (Маяковский В. В. Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М.: Правда, 1968. С. 150-151, 157-158). 2 Васильев А. А. Мода сталинской Москвы / / Васильев А. А. Этюды о моде и стиле. М .: Альпи­ на нон-фикшн; Глагол, 2008. С. 103-104. 3 1 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz