Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Антон Иванович Тучков «Закон ночи»)). Этим отличился даже далекий от большевизма молодой Набоков: «Россия, звезды, Ночь расстрела, И весь в черемухе овраг!» Итог был в целом неутешительный. В новом советском государстве ху дожники, архитекторы, инженеры должны были совершать революцию в повседневной жизни каждого гражданина Советской республики. В конце 20-х появились так называемые «солнечные или социалистические горо да», с разумной планировкой района. Новокузнецкие рабочие даже снима ли обувь, чтобы пройтись по асфальту своего соцгорода. Все это было ре кламой нового образа жизни, основная часть городского населения СССР до 1960-х гг. жила в бараках. Все это сопровождалось тотальным разруше нием старинных зданий, не только духовных, но и светских. Особенно по страдала Москва. В 20-е годы в городской архитектуре господствовал кон структивизм, не предполагалось никакой лепнины и прочего традиционно го декора. Большевики отменили моду, объявленную буржуазным пережитком1. Например, крупнейшая дореволюционная создательница мод, Надежда Пе тровна Ламанова, была арестована ЧК. За что? Вероятно, за то, что была по ставщиком Двора Его Императорского Величества. Выпустили ее по хода тайству Максима Горького, слава Богу, не успели расстрелять, как заложни цу. Но мастерскую она потеряла. Тем не менее, она продолжила работу. В 1910 г. Ламанова возглавила Мастерскую современного костюма при от деле ИЗО Главнауки. При недостатке платьевых тканей она вынуждена была начать экспериментировать с холщовыми домоткаными материями и льня ными полотенцами, народными вышивками и даже... одеялами. Ее работа, вместе с другими московскими модельерами, получила высокую оценку в советском павильоне на Парижской выставке «А р деко» в 1925 г., получив гран-при за костюм, основанный на народном искусстве2. В одежде стали ценить простоту и рациональность. Разрабатывали спе циальную «прозодежду», «спортодежду». Все эти усилия привели к тому, 1 В осуждении моды, как и в рекламе новой, советской моды, отличился опять-таки В. Маяков ский. См., например, его стихотворения «Последний крик» и «Стихотворение одежно-мо- лодежное» (Маяковский В. В. Собр. соч. в 8 т. Т. 8. М.: Правда, 1968. С. 150-151, 157-158). 2 Васильев А. А. Мода сталинской Москвы / / Васильев А. А. Этюды о моде и стиле. М .: Альпи на нон-фикшн; Глагол, 2008. С. 103-104. 3 1 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz