Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Антон Иванович Тучков «свободный» брак, свободным становился и развод. «Семья, - провозгла­ шала А. Коллонтай, - перестала быть необходимой. Не нужна государству, ибо отвлекает женщин о т полезного обществу труда, не нужна членам семьи, ибо воспитание детей постепенно берет на себя государство». Намерения Советского государства были изложены на съезде по народному образова­ нию Э. Лилиной, которая требовала изъять детей из-под грубого влияния семьи, чтобы создать из молодого поколения коммунистов. Э. Лилина, кото­ рая возглавляла народное образование в Петрограде, настаивала на «наци­ онализации» детей, ибо они «подобно воску\ поддаются влиянию» и из них можно «сделать настоящих, хороших коммунистов». Декрет о школе революционализировал школу: школа стала совместной, отменена была плата за обучение, отменены были все экзамены и домашние задания. Надо отметить, что Всероссийский учительский союз выступил против подчинения школы государству1. Разрушение всех устоев дореволюционного общества - экономики, ар­ мии, суда, администрации, семьи, Церкви, школы, политических партий - совсем не пугали В. И. Ульянова-Ленина, который истово верил, что у него есть универсальное средство для сооружения на голом месте нового, социа­ листического общества. Этим универсальным средством была так называе­ мая диктатура пролетариата, очень быстро (вполне официально, но - для своих!), превратившаяся в диктатуру единственной партии, РКП (б). При­ чем интересно, как сам «вождь мирового пролетариата» эту диктатуру трактовал: « Неограниченная, внезаконная, опирающаяся на силу в самом пря­ мом смысле слова, власть - это и есть д и к т а ту р а »2. Он дал еще одно опре­ деление диктатуры: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно прави­ лами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть» 3. В итоге в Советском государстве была создана официальная, донельзя редуцированная, социальная модель - два класса4 (промышленный пролета­ 1 Геллер М. Я., Некрич А. М. Утопия у власти. В 3 т. Т. 1. М.: Изд-во МИК, 1995. С. 60. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 380. 3 Там же. С. 383. 4 Приведем ленинское определение класса: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного произ­ водства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следователь­ но, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» 3 0 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz