Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Итоги революции тур - от партий до общественных организаций. В результате функции управления вступили в противоречие со слабыми ростками самоуправле ния. Социальная стадия кризиса связана не просто с ухудшением положения народа, а с растущей убежденностью значительной доли его в том, что един ственным виновником этого положения являются «чужие» правители. Доктринально-возрожденческая стадия кризиса связана с «остыва нием» общеимперского социума, когда новая революционная власть стала навязывать свои цели народу. Но решающее значение в 1917 г. имели не политические конфликты в «верхах», а социальная борьба общественных низов за выживание1. Принципиальным для рассмотрения нашей темы является вопрос: кто в конечном итоге пришел к власти в 1917 г.? К власти в России не одно десятилетие рвались (а в 1917 г. впервые про рвались) люди поистине «нового типа». От своих предков они отличались радикально антихристианскими представлениями об обществе. Человече ское общежитие, да и мир в целом, эти люди (большевики, впоследствии ком мунисты) воспринимали не как организм, а как механизм. Человек воспри нимается здесь не как «образ и подобие Божье», а всего лишь как «винтик», по запоминающемуся образу в застольной речи И. В. Сталина в 1945 г. Чело век понимался, повторюсь, как винтик в машине. Разумеется, такая концеп ция нравилась в первую очередь тем, кто считал себя управляющими этой машиной, ведь управление ею превращается в одно удовольствие. Правда, совершенно неясно, почему одни управляют, а другие являются управляемы ми, ведь люди-то здесь совершенно одинаковы. И правители машины рассма тривались тоже как ее части, но наиболее совершенные. Только поняв себя в качестве части машины, усвоив ее ритм и потребности, можно было до биться необычайной власти над людьми и миром. Но для этого надо было отказаться от своей личности, своей индивидуальности. Люди власти слива лись с классом, с партией, отказывались от своих убеждений, предавали това рищей, родных, близких. Ради чего? Ради восторга власти - совершенно осо бой власти, по глубине ни с какой ранее из ранее существовавших не сравни мой, которую давала коммунистам их идеология. Это выработало целый слой людей с психологией языческих полубогов, демиургов2. То есть власть в Рос 1 Волобуев П., Булдаков В. Октябрьская революция: новые подходы к изучению / / Вопросы истории. 1996. № 5 -6 . С. 30. 2 Шафаревич И. Р. Духовные основы российского кризиса XX века. М.: Изд. Сретенского мо- 2 9 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz