Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Дмитрий Евгеньевич Жалнин а первым исполняющим обязанности командующего фактически являлся А. П.Угрюмов. Наконец, в 1916 году выявилась роль третьего центра, расположенного в Кольском заливе. Мурманский порт, строившийся как зимний дублер пор та Архангельского, открытый с морского направления, требовал организа ции обороны. Первоначально охрану торговых судов, стоявших здесь в ожи дании перегрузки, несли станционеры - устаревшие корабли британского военно-морского флота, а в начале 1916 г. были сформированы отряд судов обороны Кольского залива и береговые батареи, обслуживавшиеся Алек сандровской отдельной флотской ротой. Старшим морским начальником, на которого возлагалось руководство обороной района, был назначен при бывший с Балтийского флота капитан 1-го ранга Н. В. Кротков1. Но более существенным стало решение о размещении в Кольском зали ве основных сил флотилии Северного Ледовитого океана, план создания ко торой разрабатывалтся МГШ с начала 1916 г. Боевым ядром флотилии дол жен был стать отряд крейсеров в составе выкупленных у Японии «Пересве- т а » и «Варяга», а также «Аскольда», действовавшего в составе союзной Средиземноморской эскадры (для его замены предназначался следовавший с Дальнего Востока линкор «Ч есм а»2). Однако в структуре обеспечения морских транспортных операций было слабое звено - отсутствие постоянной и надежной связи между Архангель ском и Мурманом (сообщение по морю было ограниченно периодом нави гации - с июня по ноябрь). В этих условиях новообразованные структуры Кольского района нередко руководствовались распоряжениями, приходя щими напрямую из столицы (из Управления Беломорско-Мурманским рай оном, Министерства путей сообщения и т. п.), игнорируя формальную под чиненность Архангельску. Постройка Мурманской железной дороги, свя завшей транспортный узел с Петроградом, усилила это противоречие3. В этом треугольнике усиление связи со столицей и не решенная пробле ма коммуникаций с Архангельском стали предпосылкой для нарушения иерархии управления. Последующие революционные события способство 1 Подробнее о Н. В. Кроткове см.: Емелин А. Ю. Капитан 1-го ранга Н. В. Кротков (1 875 - 1942): от участия в событиях на Русском Севере к их исследованию / / Первая мировая война и Европейский Север России: материалы междунар. науч. конф. Архангельск: ИД САФУ 2014 С. 132-142. 2 РГАВМФ. Ф. р-1529. Оп. 2. Д. 28. Л. 60. 1 Железнодорожная ветка, связавшая Мурманскую железную дорогу с Архангельском, будет построена только в сентябре-декабре 1941 г. 2 6 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz