Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Церковь в колониях Мурманского берега на рубеже XIX-XX веков Церковь святого пророка Илии. Колония Харловка. Июль 1927 года. Из собрания СПбГУ колоний. Значительная часть колоний Западного Мурмана возникла на ме сте старых русских промысловых становищ и регулярно посещалась про мышленниками в сезон промыслов. Однако постоянным населением этих колоний были выходцы из Норвегии и Финляндии - лютеране. В литерату ре, посвященной Мурману, и в переписке духовного ведомства часто мож но встретить мнение о наличии двух угроз для местного православного на селения: с одной стороны - лютеранство, с другой - старообрядчество1. Значительное преобладание лютеран над православными на Западном Мурмане не могло не беспокоить русские власти. Здесь, при строительстве православных храмов, часовен и особенно при возобновлении Печенгско го монастыря в 1886 г., прямо говорилось о необходимости усилить влия ние православия и «устранить случаи перехода из православия в лютеранство»2. Впрочем, это, скорее, относилось к православным лопа рям и карелам. И те, и другие, « с малолетства не приучившиеся посещать Церковь Божию»3, не были вовлечены в церковную жизнь, подолгу остава лись без внимания священника, что могло сделать эту часть православного 1 Риппас Б. Отчет о поездке на Кольский полуостров летом 1894 года для осмотра местности от села Кандалакши до города Колы и Екатерининской гавани по линии предполагаемой С.-Петербург-Мурманской железной дороги. СПб, 1895. С. 151; ГАМО. Ф. 17И. On. 1. Д. 128. Л. 2. 2 ГАМО. Ф. 17И. On. 1. Д. 126. А. 32. 3 ГАМО. Ф. 87И. On. 1. Д . 9. Л. 64. 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz