Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Духовные истоки Русской революции Генераторы духа мятежа «Никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны ; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3,12) Однако вернемся к вопросу о духовных истоках беды, столь глубоко по­ разившей Россию в начале XX века. Подлинной духовной прародительни­ цей, основоположницей идеи революционной смуты и творцом событий февраля 1917 года явилась русская интеллигенция. Мы уже упоминали ста­ тью «Интеллигенция и революция» Василия Васильевича Розанова, но та­ кую же статью написал и Александр Александрович Блок. По мнению Бло­ ка, все, произошедшее с Россией в 1917 году, началось со скуки, то есть от пресыщенности, или, как говорят, « с жиру...» . Именно тема всепоглощаю­ щей скуки преобладает во всех аналитических статьях Блока начала XX века. «Скука нашей действительности выливается ныне в красный цвет. Дни все громче от криков, от машущих красных флагов. Ночью красное поет на пла­ тьях, на щеках, на губах продажныхженщин. Красный цвет символ недобро­ го, развратного, символ назревания чего-то тревожного, нездорового, опас­ ного. Красный цвет признак болезни - воспаления. Наше общество стало как бы «воспаляться» от этой скуки, и теперь общество стало больным». Мы помним, как неуместно и недостойно сам Блок стремился польстить большевистской власти: «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь. ..» Его поэма «Двенадцать» - трагическая веха в его творчестве, эта его бо­ лезненная иллюзия, ослепление: революционное антихристово воинство поэт спутал с апостолами и вторым Пришествием Христа. «Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба...» Эта трагическая духовная ошибка глубоко повредила душу поэта, она, собственно, и свела его в могилу. Как вспоминали очевидцы, в 1921 году пе­ ред своей кончиной «он непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один? - «Люба, хорошенько поищи, и сожги, все сожги». Любовь Дмитри- 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz