Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Духовные истоки Русской революции Генераторы духа мятежа «Никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны ; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3,12) Однако вернемся к вопросу о духовных истоках беды, столь глубоко по разившей Россию в начале XX века. Подлинной духовной прародительни цей, основоположницей идеи революционной смуты и творцом событий февраля 1917 года явилась русская интеллигенция. Мы уже упоминали ста тью «Интеллигенция и революция» Василия Васильевича Розанова, но та кую же статью написал и Александр Александрович Блок. По мнению Бло ка, все, произошедшее с Россией в 1917 году, началось со скуки, то есть от пресыщенности, или, как говорят, « с жиру...» . Именно тема всепоглощаю щей скуки преобладает во всех аналитических статьях Блока начала XX века. «Скука нашей действительности выливается ныне в красный цвет. Дни все громче от криков, от машущих красных флагов. Ночью красное поет на пла тьях, на щеках, на губах продажныхженщин. Красный цвет символ недобро го, развратного, символ назревания чего-то тревожного, нездорового, опас ного. Красный цвет признак болезни - воспаления. Наше общество стало как бы «воспаляться» от этой скуки, и теперь общество стало больным». Мы помним, как неуместно и недостойно сам Блок стремился польстить большевистской власти: «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь. ..» Его поэма «Двенадцать» - трагическая веха в его творчестве, эта его бо лезненная иллюзия, ослепление: революционное антихристово воинство поэт спутал с апостолами и вторым Пришествием Христа. «Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба...» Эта трагическая духовная ошибка глубоко повредила душу поэта, она, собственно, и свела его в могилу. Как вспоминали очевидцы, в 1921 году пе ред своей кончиной «он непрерывно бредил. Бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один? - «Люба, хорошенько поищи, и сожги, все сожги». Любовь Дмитри- 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz