Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Екатерина Александровна Орехова Часовня Всемилостивого Спаса. Становище Семи­ островское. 1858 год. Данилевский Н. Я. Рисунки к исследованию рыбных и звериных промыслов на Белом и Ледовитом морях / / Исследование о состоянии рыболовства в России. СПб.: Изданы Министерством Государственных Имуществ; Лит. Р. Гундризера, 1863 православия. Первым постоянным поселением здесь стал Печенгский мона­ стырь, основанный прп. Трифоном Печенгским в XVI веке. До начала коло­ низации отсутствие постоянного населения и сезонный характер мурман­ ских промыслов не давали возможности создания в промысловых станови­ щах постоянно действующих храмов, хотя их необходимость была очевид­ на. Для обеспечения религиозных нужд рыбопромышленников иколонистов с 1870-х гг. на Мурман в период промысла стали командировать священни­ ков. В некоторой степени эта мера себя оправдывала, но полностью решить проблему не могла. Священники посещали прихожан крайне редко. Связа­ но это было с малочисленностью причтов и населения колоний, недостат­ ком средств и трудностями в транспортном сообщении между поселения­ ми. И церковные, и светские власти порой не имели точной информации о количестве колонистов, имеющихся на Мурмане культовых постройках. Колонисты-лютеране были вынуждены ездить для совершения религиоз­ ных отправлений в Норвегию, т. к. лютеранского пастора на Мурмане не было. Впоследствии норвежское правительство ограничило эту возмож­ ность. На Мурман стали командировать пастора из Петербурга или из Фин­ ляндии, но и его визиты были редкими. К 1860 г. на Мурманском берегу действующих храмов не было, не прово­ дилось и богослужений. Самой близкой к Мурману была старая Борисоглеб­ ская церковь на р. Паз. В некоторых становищах существовали часовни, по­ строенные в разное время рыбопромышленниками и лопарями, но о точном времени их создания, строителях, названиях и состоянии в Кольском Благо­ вещенском соборе, к которому они были приписаны, было известно немно­ го. По данным клировых ведомостей, к началу 1860-х гг. часовни существова­ ли в следующих становищах: Малонемецкое - часовня прп. Трифона Печенг- 2 4 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz