Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Дмитрий Сергеевич Лоскутов выделился из лопарей Каменского и Лумбовского погостов в начале XIX века. В 1858 году в нем проживало 73 человека1. « Понойский приход занимает всю восточную часть Лапландского полу острова о т Святого носа, откуда начинается Терский берег, до Тетринского прихода, между каковыми пунктами считается до 400 верст по Терскому бе регу Белого моря. В состав его входят с. Поной и пять лопарских погостов: Сосновский, Аумбовский, Иокангский, Куроптевский и Каменский ...И з пого стов Сосновский лежит на 90 верст южнее с. Поноя, в 5-ти верстах о т Со- сновского маяка. Лопари этого погоста (34 м. п. и 38 ж. п2.) в образе своей жизни ничем почти не отличаются о т русских: живут в обыкновенных домах, в которых встречаются даже “горницы” с голландскими печами, оставили ко чевой образ жизни и занимаются уже не столько оленеводством, сколько мор скими промыслами... » 3 Сосновские лопари стали жить оседло. Занимались рыболовством - ло вом семги, оленеводством. Несколько семей имели коров, расчистили для их содержания близ селения сенокосы. В 1891 году в селении была освящена церковь во имя Алексия, человека Божия « . . . приписная церковь во имя Алек сия, человека Божия, находится в Сосновском погосте, в 90 верстах о т с. По ноя; устроена на средства местных лопарей в память чудесного спасенияАвгу стейшей Царской Семьи о т смертной опасности 17 октября 1888 года и ос вящена 24 января 1891 года священником Кашкаранского прихода Михаилом Истоминым4совместно с теми же двумя - СырневымьиШмаковым6. Церковь 1 Географический словарь... С. 93. 2 В 1896 году. 3 Краткое описание приходов и церквей... С. 233-242. 4 Истомин Михаил Николаевич (19.09.1862-12.05.1915), священник, сын священника Те тринского прихода Истомина Николая Александровича. Окончил Архангельскую духов ную семинарию. Прошел военную службу. В 1886 году рукоположен в сан священника. В 1886-1890 г. г. священник Успенского прихода в Варзуге. В ночь с 4 на 5 января 1888 году, когда движение глыб льда с моря угрожало разрушением с. Кашкаранцы, прямо на берегу воодушевил прихожан местной церкви на молитву перед кашкаранской иконой Божией Матери «Тихвинская», во время которой опасность чудесным образом отступила. В 1890- 1893 г. г. священник Кашкаранского прихода. В 1893-1902 г. г. священник Петропавловско го прихода с. Варзуги. Благочинный второго благочиния Кольского уезда Архангельской епархии (1889-1902). Его жена Анна Ивановна умерла в 1902 г. и была похоронена рядом с церковью Успения Божией Матери в Варзуге. В 1902 году убыл за пределы Кольского Се вера. Награжден набедренником (1893), скуфьей (1900), наперсным крестом (1915). Ис точник: Федоров П. В ... С. 94-95. Сырнев Василий Александрович, в 1883-1891 г. г. священник Тетринского прихода. 6 Шмаков Николай Иванович (06.12.1829-19.09.1902), священник. Родился в Козьмогород- ском прихожее Мезенского уезда Архангельской епархии в семье священника. В 1851 году 2 3 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz