Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).

Евгения Николаевна Русланова дюгов, революционеров разделили на «людей гражданского склада» и на «людей в сапогах», на «чистых» и «нечистых». Ленинскую формулу « р е ­ волюция - праздник для всех угнетенных» заменили новым афоризмом: «революция - праздник люмпенов, воров и убийц». По мере смены идеологических ориентиров и расширения простран­ ства политического плюрализма происходили изменения в системе образо­ вания. На смену «Истории КП С С » в вузах пришла дисциплина «Социаль­ но-политическая история XX века», а место учебника в начале 1990-х годов заняла книга «Наше Отечество. Опыт политической истории». В главе «1917 год: почему Февраль? Почему Октябрь?» отмечалось, что «царская монархия рухнула практически за несколько дней. Это было столь неожи­ данно и столь поразительно, что, пожалуй, до сих пор историки останавли­ ваются перед этим фактом как перед некоей загадкой». Отвечая на вопросы, поставленные в названии главы, в книге проводи­ лась мысль о наличии в 1917 году политических альтернатив: буржуазно-де­ мократической (Керенский), однородно-социалистической (Мартов), большевистско-леворадикальной (Ленин). Авторы утверждали, что послед­ няя альтернатива осуществилась благодаря парламентскому, экономическо­ му и политическому кризису, слабости и ошибкам Временного правитель­ ства, падению его авторитета, авантюризму правых сил, радикализму «н и ­ зов » , замешательству меньшевиков и эсеров, энергии большевиков, полити­ ческой воле и политическому искусству вождей - Ленина и Троцкого. Завершалась глава констатацией: «Большевики победили не под социали­ стическими, а под демократическими лозунгами... И народ в своей массе тогда, в конце 1917 года, не осознавал, что он делает социалистический вы­ бор, на какой путь он вступает и что ему на этом пути уготовила история». В 1990-е годы «историческая политика» Российского государства спо­ собствовала утверждению в образовательном пространстве плюрализма (десятки учебников по истории). Акцент в объяснении исторических собы­ тий и явлений смещался на личность учителя-преподавателя, не свободного от политико-идеологических пристрастий и концептуального многоголо­ сия современной историографии. В процессе обучения формировались по­ лярные («советские» - «антисоветские») представления о феномене 1917 года: от «Великого Октября», «Великой российской революции» до «В то ­ рой Смуты» и «цивилизационной катастрофы». При этом обозначилась тенденция оскудения фактического запаса знаний у учащейся молодежи, размывания понимания конкретно-исторического содержания происхо­ дивших в 1917 году событий. 2 0 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz