Север и революция : десятые Феодоритовские чтения : материалы международной историко-краеведческой конференции, г. Североморск, 13-15 октября 2017 года / [под редакцией епископа Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан ; Североморск : Издательство Североморской епархии, 2018. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр., табл., факс. - (Феодоритовские чтения ; 10).
Духовные истоки Русской революции проливать кровь, искать внутреннего и внешнего врага и т. д. и т. п. В общем, искоренить в себе все традиционные ценности христианства и утвердиться в богоборчестве. Собственно, на этом утверждении все рассуждения об истоках русской революции можно было бы закончить. Но поскольку хотелось бы подроб нее проследить сам процесс наступления этой беды в душе русского народа и обличить всю природную лживость духа революции, мы продолжим наши размышления. Духовное томление К моменту начала Русской революции практически во всех высших сло ях российского общества, а в наибольшей степени в русской интеллигенции, очевидным образом сложился глубоко пагубный настрой, некая духовная поврежденность, которая выражалась в маниакальном стремлении к обли чению, к разрушению, к ниспровержению во имя некоей великой идеи, ко торую в полной мере никто из них толком не смог сформулировать. Это духовное томление, в целом свойственное нашей интеллигенции и окончательно одолевшее ее к 1917 году, хорошо выразил еще М. Е. Салты- ков-Щедрин: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном»1. И вот наконец-то свершилось. Началась революция. И очень скоро стал припоминаться мудрый Александр Сергеевич: «Н е дай Бог уви деть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Вскоре стало совсем не радостно, и наступило некое протрезвление, что точно приметил извест ный русский философ В. В. Розанов в своей статье «Интеллигенция и рево люция»: «Насладившись в полной мере великолепным зрелищем револю ции, наша интеллигенция приготовилась надеть свои подбитые мехом шубы и возвратиться обратно в свои уютные хоромы, но шубы оказались украден ными, а хоромы были сожжены». В конце концов всем творцам русской революции, всем свободолюби вым, либеральным, просвещенным слоям общества в октябре месяце, сто лет назад, дали «хорошего пинка» совсем иные силы: малоинтеллигентная, но весьма сплоченная организация большевиков. Сообщество, не отяго щенное высокими идеалами, моралью и нравственностью, но зато крепко повязанное кровью бесчисленных терактов... 1 Салтыков-Щедрин М. Е. Книга о праздношатающихся / / Собрание сочинений в 20 томах. Т. 12. М., 1971. С. 580. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz